Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по различным причинам и для разных целей: кто-то нуждается в нем для решения жилищного вопроса или покупки автомобиля, тогда как другие готовы заняться займом в банке, чтобы провести отпуск в экзотической стране или устроить роскошное семейное торжество. Тем не менее, необходимо будет вернуть кредит, в противном случае могут быть проблемы, связанные с включением коллекторов в процесс взыскания задолженности. Что такое коллекторы и чем они занимаются, мы расскажем в данной статье.
В нашей стране многие люди ассоциируют коллекторов с криминальными фильмами. Но какие права у коллекторов на самом деле? Соответствующие правила регулируются Федеральным Законом № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступил в силу в 2016 году. В настоящее время действует последняя редакция этого закона от 1 января 2017 года. Он устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, делая коллекторов полноправными участниками финансового рынка.
Так что же права у коллекторов? Их основная задача - требовать возврата задолженности, но не более одного звонка в сутки, двух звонков в неделю и восьми звонков в месяц. Общение может также проходить через электронную почту, SMS, а также на личных встречах. В любом случае коллектор обязан озвучить свое имя и агентство, возможность обратной связи, реквизиты банковского счета для выплаты, а также ОГРН и ИНН компании.
Нельзя забывать, что по закону коллекторы не имеют права применять любые виды физического и психологического давления, передавать персональные данные заёмщика третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме задолженности. Должники могут просить помощи у колл-центра по данному вопросу для пресечения нарушений и защиты своих прав.
Однако задолженность должна быть выплачена, и для этого существует рынок кредитования, который также требует рынка взыскания долга. Коллекторы не должны нарушать прав имеющихся законов и в любом случае не могут требовать долг с обанкротившихся, недееспособных людей, несовершеннолетних и инвалидов первой группы, а также людей, которые получают стационарное лечение.
Многих интересует, могут ли коллекторы звонить родственникам или друзьям заёмщика. Это законно, если они являются поручителями или иными участниками кредитной сделки, а заёмщик дал согласие на это. Устанавливается и время звонков: будние дни с 8:00 до 22:00, выходные и праздничные дни - с 9:00 до 20:00.
Итак, становится очевидным, что коллекторы имеют право взыскивать задолженность, однако они должны следовать всем установленным законам. Должники в свою очередь, всегда могут обратиться в соответствующие организации за помощью в случае нарушения прав коллекторами.
Почему коллекторские агентства заводят дела со должниками вместо банков?
Классический сценарий, который может привести к общению с коллекторами, — это ситуация, когда банк обращается к коллекторам за помощью во взыскании задолженности. В этом случае между банком и коллекторской организацией заключается агентский договор, и коллекторы выступают лишь в роли посредников. Такой метод применяется обычно при просрочке до трех месяцев.
Если задолженность не погашена дольше, чем год, банк имеет право продать ее коллекторским агентствам. Этот процесс называется цессия и соответствует крайней мере. В этом случае банк продает полностью долг коллекторам, чтобы не иметь среди своих клиентов заядлых неплательщиков. Для должника цессия означает, что ему придется выплачивать долг уже не банку, а коллекторскому агентству. Перед началом выплат должник должен убедиться в законности деятельности коллекторского агентства.
Как только долг продан коллекторскому агентству, должник узнает об этом из письма или звонка от представителей агентства. Одновременно с этим банк обычно направляет заемщику официальное письмо об изменениях, указывая сумму задолженности и все пени и проценты.
Как правильно поступить, если звонят коллекторы? Прежде всего не стоит паниковать. Но погасить долг необходимо, и здесь многое зависит от заемщика. В официальных коллекторских агентствах работают профессионалы, которые понимают, что финансовые трудности могут возникнуть у каждого. Поэтому лучшим вариантом будет объяснить свою ситуацию коллектору и создать совместную схему платежей. Стоит заметить, что она может быть более выгодной и лояльной, чем у банка, поскольку коллекторские агентства не связаны жесткими нормативами финансовой деятельности.
Каких действий лучше всего избегать в случае звонков коллекторов? Сбрасывать звонки, хамить собеседнику и менять сим-карту точно не стоит. Невозможно избежать долга, сбежав в другой город или даже страну. Коллекторы не преследуют должника сами, лишь обращаются в суд, который в большинстве случаев принимает их сторону. После вынесения решения суда на сцену выходят судебные приставы, которые могут применять методы гораздо менее деликатные, такие как арест имущества или счетов, а также налагать запреты на выезд за границу. Некоторые люди думают, что новый кредит поможет оплатить старый и избежать неприятностей, но это не так. Кредитная история должника будет проверена, а значит, получить новый кредит будет возможно только в микрофинансовых организациях, начисляющих порой сотни процентов годовых. В итоге, если должник не найдет денег, то ситуация повторится вскоре. Если же удалось расплатиться с долгами, все равно стоит помнить, что для банков он будет оставаться ненадежным клиентом навсегда, поскольку там работают профессионалы, которые знакомы со всеми возможными схемами.
Как подводящий итог, можно сказать, что разумное поведение поможет разрешить ситуацию с минимальными потерями. Коллекторские агентства не заинтересованы в доведении дела до суда и готовы идти навстречу клиентам. У некоторых компаний есть возможность простить большую часть долга, а лояльные условия выплат могут быть более привлекательными, чем в банках.
Фото: freepik.com