Возможности и подходы удаленного обучения
Сегодня не обязательно регулярно посещать аудитории в университете, чтобы получить высшее образование. Существуют современные формы, позволяющие обучаться удаленно даже в нетрадиционных условиях.
Одной из важнейших задач обучения является не только усвоение теоретических знаний, но и развитие практических навыков. Для этого необходимо пройти через ряд процессов, включающих освоение предмета и приобретение автоматизированных навыков его применения в реальной жизни. Для эффективного усвоения знаний важно создать определенные условия и заинтересовать студента к процессу обучения. Проблема эффективного обучения изучалась многими педагогами, начиная с древних времен. В частности, Я.А. Коменский уделял много внимания созданию идеальных условий для обучения, а А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов и В.А. Сухомлинский разрабатывали различные приемы, которые призваны сделать процесс обучения более эффективным, опираясь на данных об учебных реакциях обучаемых. Современная педагогика также активно изучает эффективность обучения в контексте дистанционного обучения, что требует особого внимания к вопросу продуктивности процесса обучения в необычных условиях.
В процессе обучения человек постепенно осваивает новые знания, пройдя через пять уровней усвоения материала.
Первый уровень, который методисты называют нулевым, связан с знакомством с материалом и его пониманием.
Следующий уровень — первый уровень усвоения знаний — связан с узнаванием материала с помощью подсказок. При этом подсказки могут быть различными: наставник, учебник, конкретная жизненная ситуация или любой другой внешний источник.
Третий уровень усвоения знаний — воспроизведение. На этом этапе учащийся может самостоятельно воспроизвести ранее полученные и усвоенные знания и использовать их для решения типовых задач.
Четвертый уровень, называемый эвристической деятельностью, предполагает применение знаний в нетипичных ситуациях и справление с нетиповыми задачами.
И, наконец, пятый, высший уровень усвоения знаний — это творческое усвоение, связанное с проявлением исследовательской и изобретательской деятельности, благодаря которой может возникнуть принципиально новая информация.
Существует два типа усвоения знаний: репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся может лишь воспроизвести полученную информацию, тогда как при продуктивном — переработать информацию, применить ее в ситуации, не совпадающей с учебной моделью. Педагоги нацелены на развитие продуктивного типа усвоения, используя новые формы обучения, в том числе дистанционное обучение.
Сегодня дистанционная форма обучения становится все более популярной. Ее использование позволяет студентам получать высшее образование, не меняя образа жизни и не тратя время на дорогу. Занятия проводятся по индивидуальному графику, что делает возможным обучение в нескольких учебных заведениях в то же время, не прерывая работу.
Для студентов с ограниченными возможностями дистанционная форма обучения единственный способ получения высшего образования. Благодаря новейшим технологиям, обучение может проходить с использованием разнообразных методик. Эксперты создают интерактивные курсы, веб-семинары и лекции, а также помогают студентам в создании собственных проектов.
Контроль знаний проводится в режиме онлайн с помощью тестов, лабораторных и зачетных работ. Результаты студент предоставляет преподавателю в электронном формате. Таким образом, ученики могут учиться в свободное время и на своем графике, не подвергаясь жестким временным рамкам. Онлайн-обучение также обеспечивает общение студентов между собой, а также проведение семинаров с экспертами, публичными деятелями и крупными специалистами-практиками.
Одним из главных преимуществ дистанционного обучения является доступность для всех, независимо от места и рода деятельности студента.
Фото: freepik.com