Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Тема пожарной безопасности остается очень актуальной для нашей страны и ее организаций. Например, по официальной статистике МЧС, из января по сентябрь 2017 года в России было зафиксировано около 95 000 пожаров, причинивших ущерб в 11 миллиардов рублей. В результате этих пожаров 5 000 человек погибли, а еще почти 6 700 были травмированы. Эта печальная статистика побуждает государство укреплять контроль и требования в отношении пожарной безопасности каждый год. Теперь они распространяются не только на здания и сооружения, но также на производимую продукцию и материалы.

Если не выполнять требования пожарной безопасности (особенно к продукции без сертификата), то это может привести к опасным последствиям. К примеру, 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь" произошел пожар, который стал локальной катастрофой и унес жизни 156 человек. Большинство погибших были отравлены токсичными газами, образовавшимися при горении отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Уровень нормативной базы для обеспечения пожарной безопасности в России достаточно высок и разноуровневый. Она включает в себя нормативные акты различных ведомственных и региональных уровней. В этой сфере базовым является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы и полномочия органов государственной власти в этой области.

Законодательство в данной области также включает в себя Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором устанавливаются общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Этот закон также регулирует порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в этой области.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является основным законом, который подробно описывает требования к пожарной безопасности для различных объектов и продукции. Этот закон в редакции от 29 июля 2017 года очень важен для производителей продукции и их законных представителей.

Статистика говорит, что в 2017 году наиболее частыми причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнём и несоблюдение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Чаще всего пожарами затрагиваются здания жилого сектора, транспортные средства, производственные, складские и торговые помещения.

Федеральный закон № 123-ФЗ играет ключевую роль в сфере пожарной безопасности в России. Он представляет собой технический регламент, который применяется к объектам защиты. Объект защиты - любое имущество или продукция, требующие соответствия требованиям пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения, в которых прописаны необходимые меры для защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также жителей РФ от наступления пожаров и их последствий. Хотя положения документа обязательны к использованию при проектировании объектов защиты, они также важны при эксплуатации этих объектов и разработке технической документации.

Каждый раздел закона содержит технические требования пожарной безопасности, применяемые к различным объектам защиты. Например, раздел 2 относится к поселениям и городским округам, раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, раздел 4 - производственным объектам, раздел 5 - пожарной технике, а раздел 6 - продукции общего назначения.

Раздел 6 закона устанавливает правила пожаробезопасности относительно веществ и материалов, включая строительные, отделочные, текстильные и кожевенные продукты. В нем также содержаться средства огнезащиты, строительные конструкции, инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.

Кроме того, раздел 7 закона № 123-ФЗ особенно важен для производителей, так как он устанавливает принципы и правила оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию какое-либо здание или выпустить на рынок товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие закона № 123-ФЗ. Для остальной продукции оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств.

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации. Закон предусматривает несколько схем сертификации, разделенных на категории. Например, схемы 2д, 3д и 5д применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация может быть получена за один день.

Наконец, для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделий для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Сертификация проводится только аккредитованными органами и принимает решение в течение 30 дней. Сертификат и декларация соответствия являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Список продукции, подлежащей сертификации или декларированию, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г.

Вопрос о том, кто отвечает за исполнение требований технического регламента по пожарной безопасности, актуален для многих людей. Контролировать выполнение этих требований возлагается на Государственную противопожарную службу МЧС РФ. Однако ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но с 1 ноября 2011 года эту функцию взяла на себя Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Важно отметить, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. Также, при декларировании продукции, ответственность за ее безопасность лежит на производителе. Росаккредитация, в свою очередь, регулярно осуществляет инспекционный контроль лабораторий и органов по сертификации, ведет реестр данных организаций и публикует его для общественного доступа.

Неисполнение требований, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ, может привести к серьезным последствиям для ответственных лиц. В соответствии с главой 7 закона № 184-ФЗ, за несоответствие продукции требованиям технических регламентов отвечают не только изготовители, но и продавцы. Если в результате нарушения этих требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Кроме того, административная ответственность за нарушения закона детализирована в КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности также грозит юридическим и должностным лицам штрафами. Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, то должностные лица могут получить штраф от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей. Если же нарушение требований пожарной безопасности привело к возникновению пожара и нанесению вреда здоровью человека или повреждению чужого имущества, размеры штрафов для юридических и должностных лиц могут достигать значительных сумм от 40 000 до 1 000 000 рублей.

В случаях, когда нарушение приводит к тяжким последствиям, например, если был причинен тяжкий вред здоровью человека или даже смерть нескольких людей, ответственные могут быть привлечены к уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ в статье 219 прописывает соответствующие меры наказания, такие как лишение свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности.

В целях предотвращения возникновения таких ситуаций, рекомендуется обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты сертификационной организации не только помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия продукции техническим регламентам, но и обеспечат получение соответствующих документов в минимально короткие сроки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *