Организация расчетов с использованием банковских карт

Организация расчетов с использованием банковских карт

Пластиковые карты как платежный инструмент

По мнению экспертов, большинство российских компаний выбирают оплату с помощью банковских карт. Некоторые пользователи, однако, все еще не доверяют этому способу оплаты. В данной статье будут рассмотрены пластиковые карты как платежный инструмент, а также особенности их использования в организации. Также будет описана схема платежей с использованием карт и банковская услуга эквайринга.

Применение банковских карт в современном мире стало неотъемлемой частью нашей жизни. С каждым годом количество безналичных операций все больше растет и превышает количество операций с использованием наличных денежных средств. Если в 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составляла 76%, то уже в первом квартале 2020 года она выросла до 86%. По состоянию на 1 апреля 2020 года количество пластиковых карт превысило 283 миллиона и достигло исторического максимума. Следовательно, можно смело утверждать, что торгово-сервисным предприятиям выгодно иметь систему расчетов с использованием банковских карт.

История использования банковских карт началась далеко в 1949 году, когда в одном из ресторанов Нью-Йорка встретились Альфред Блумингдейл, Фрэнк Макнамара и Ральф Шнайдер. Обсуждение дружеской компании привело к созданию Diners Club - первой массовой платежной карты в мире. Затем этой картой начали оплачивать товары, и возникла возможность для получения наличных с помощью карты. В результате продолжительных банковских 'баталий' за доминирование на рынке, две ведущие международные платежные системы, Visa и Mastercard, вышли на верх.

Для потребителя карта - это удобство, безопасность и экономия времени. Но какие же преимущества у карточной платежной системы для владельца магазина, ресторана или другого торгово-сервисного предприятия? Во-первых, карта позволяет увеличить объем продаж, так как клиенты чаще соглашаются на дополнительные траты, когда оплата происходит электронными деньгами, а не наличными. Во-вторых, установка терминала безналичной оплаты помогает привлечь новых клиентов и увеличить контингент. В-третьих, использование карт позволяет сократить издержки на бухгалтерию и обслуживание клиентов, а также сократить затраты на инкассацию и уменьшить риск оплаты фальшивыми банкнотами.

Если предприниматель решил организовать расчеты с использованием банковских карт, то для этого ему необходимо установить терминал безналичной оплаты и приобрести соответствующее оборудование. Это позволит ему получить множество преимуществ и повысить прибыль своего бизнеса.

Как организовать безналичный расчет с использованием банковских карт на предприятии

В системе использования пластиковых карт присутствует две важные стороны: владелец карты и коммерческое предприятие, которое предоставляет возможность оплатить покупку по карте. Для роста этой системы необходимо, чтобы банки выпускали как можно больше пластиковых карт, а на предприятиях существовали условия для безналичных платежей.

Важность безналичной оплаты

В Российской Федерации законодательно этот вид расчетов регулируется Положением Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». Важную роль в данной системе осуществляет организация, производящая расчеты, с помощью процессингового центра. Эта организация является посредником между компанией и конечным потребителем.

Эквайринг

Сервис, предоставляемый банком, включает в себя осуществление расчетов, совершаемых с помощью банковских карт, а также средства по выдаче наличных денег держателям банковских карт — этот вид услуг называется эквайрингом, а банк, предоставляющий его, — эквайрер.

Схема расчетов

Оплата покупки безналичным способом выглядит следующим образом: держатель карты получает приобретение от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит, и деньги не сразу поступают на счет предприятия. Об операциях по картам информация передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает сумма стоимости товаров, оплаченных по платежным карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента и списывает ее со счета клиента.

Схема процесса безналичной оплаты состоит из следующих этапов:

  1. Покупатель подает заявление в банк о создании карточного счета и производстве пластиковой карточки, а также периодически передает поручения по депонированию денежных средств.
  2. Банк выдает пластиковую карту клиенту.
  3. Для оплаты товара или услуг покупатель передает свою карту продавцу.
  4. Для оплаты покупки потребитель использует карту в платежном терминале либо вставляет ее в терминал (если карта старого формата и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный или отрицательный ответ с кодом авторизации или отказом с конкретной причиной (недостаточно денег, блокировка и так далее). Все это происходит в течение нескольких секунд.
  5. После получения разрешения на оплату представитель предприятия изготавливает специальный чек — слип.
  6. Покупатель получает товар или услугу.
  7. В банк-эквайрер предоставляются слипы.
  8. Информация о платеже передается в банк-эмитент, используя слип.
  9. Сумма списывается со счета покупателя и переводится на счет в банк продавца.
  10. Сумма зачисляется на счет предприятия за вычетом комиссии банка-эквайрера.

Для организации безналичных платежей на предприятии необходимо заключить договор с эквайрером или процессинговым центром, которые будут проводить координацию всех платежей, а также обеспечивать необходимое оборудование и обучение персонала.

В настоящее время возможность безналичной оплаты увеличивает престиж предприятия. Банковские карты становятся все более популярными, и пандемия только усилила доверие к ним. Безналичные расчеты стали основным методом оплаты, который является безопасным и удобным в любых условиях, включая самоизоляцию. Не удивительно, что все большее количество покупателей использует карты. Чтобы не допустить падения продаж и увеличить товарооборот, предприниматели подключают эквайринг, который позволяет принимать безналичную оплату.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *