Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?

Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?

В наше время бабушки и дедушки часто берут на себя опеку над своими внуками и внучками, родители же ищут способы сокращения расходов на дошкольное образование. Однако, стоит задаться вопросом, действительно ли необходимы в этом возрасте развивающие занятия, детские центры и различные методики, направленные на развитие ребенка дошкольного возраста? Давайте вместе разберемся.

Важность ролевых игр для развития детей дошкольного возраста была подчеркнута всеми детскими психологами. Дети в этом возрасте активно воссоздают поведение взрослых членов семьи, открывая для себя новые отношения, виды деятельности и общественные функции. Наблюдается существенное развитие мышления у детей дошкольного возраста – они начинают оперировать наглядно-образными ситуациями и переходят к отвлеченному мышлению. Безусловно, речевое развитие также очень важно в этом возрасте – родители советуют общаться со своими детьми, задавать вопросы, слушать их рассказы и фантазии.

Развитие способностей детей дошкольного возраста не заключается только в получении знаний и умений, но и в выработке потребности в новых знаниях, самостоятельном исследовании мира, а также в развитии мышления и способности думать. Опыт приобретается в основном через предметную деятельность, которая очень важна для творческого развития детей. Не стоит сразу выкидывать найденные детьми на улице предметы – лучше узнать у них, зачем они им нужны. Овладение предметной деятельностью помогает детям освоить материальную культуру и развиваться через игру и воображение.

Родителям необходимо помнить, что даже самые маленькие дети уже занимаются творческой деятельностью, и речевое развитие не может быть забывано. Задавайте своим детям вопросы, выслушивайте их рассказы и фантазии, развивайте их мышление и способности через игры и предметную деятельность. Все это поможет им лучше узнать мир, окружающий их.

Занятия с детьми

Родительский контроль и организованные занятия с детьми могут принести массу удовольствия как ребенку, так и взрослым. В рамках продуктивной деятельности дошкольников, существуют изобразительная и конструктивная сферы. Изобразительная деятельность заключается в рисунке и разных видах рисования.

Интересная особенность изобразительной деятельности наблюдается у большинства дошкольников. В младшем возрасте, их создания не представляют для них какой-либо ценности, но стремление сохранить свои творения возникает к старшему дошкольному возрасту, когда дети начинают гордиться своими «шедеврами» и отказываются от их утилизации.

Важно следить за процессом раскрашивания, чтобы он был целенаправленным. Произвольное раскрашивание детьми своих картин может привести к неадекватным изображениям, например, зелеными губами или красными глазами на изображении человека. Следует учить отличать целенаправленное раскрашивание от произвольного, где дети должны постараться максимально выразить свои чувства и идеи.

Для родителей существует замечательный трюк: спросить у ребенка о его картине и научить его рассказывать об объектах изображения - кто они, где живут и т. д. Затем можно вдохновиться этими идеями и создать историю вместе с малышом.

Конструктивная деятельность - это лепка из пластилина, глины, создание постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

При домашнем воспитании часто недооценивается музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста. Родителям, не имеющим музыкального образования, может быть сложно выбрать правильную программу музыкальных занятий.

В этом случае, можно подобрать подходящие фрагменты классических композиций и послушать их вместе с ребенком. Хотя, нужно помнить, что только дети после 5-6 лет могут мыслить образно, и поэтому задавать конкретные вопросы о фрагментах музыки раньше не стоит.

Старшие дети стремятся занять себя не только приятными, но и полезными делами. Мальчики осваиваются с мужскими инструментами, такими как пила, молоток, крепежные средства и т. д., а девочки учатся заботиться о доме, убирая его и помогая на приусадебном участке.

Как правильно воспитывать ребенка в домашних условиях

Многие мамы не спешат отправлять своих детей в муниципальные (бесплатные) детские сады, зная о сложности адаптации ребенка. Поэтому они часто выбирают заботу о детях, забывая о своей карьере. Однако не всегда эта жертва оценивается по достоинству, ведь многие мамы не имеют достаточного опыта воспитания ребенка, совершая ошибки, исправление которых бывает непросто.

Что подойдет для домашнего воспитания?

В наше время редко можно найти родителей, которые считают, что нежность и любовь - это все, что нужно ребенку, пока он не пошел в школу. Одинокая мама в закрытом пространстве с ребенком не может противостоять импульсу критики, особенно если ребенок не слушается ее инструкций. Это может быть просто эмоциональным облегчением для мамы и целью не преследуется и не требуется. Кстати, грубое переживание дошкольного ребенка может быть воспринято как физическое наказание! Даже если этого не происходит, мамы совершают другие педагогические ошибки, которые также могут привести к деформации личности ребенка.

Эти ошибки включают в себя:

  • Угрозы
  • Подавление детской инициативы
  • Чрезмерное использование наказания

Но лучшие отношения между родителями и детьми развиваются в тот момент, когда родители следуют демократическому стилю воспитания. В этом случае поведение ребенка руководится последовательно, но с гибкостью:

  • Всегда объяснять причины своих требований к ребенку;
  • В ребенке важнее как самостоятельность, так и послушание;
  • Слушать мнение ребенка, но не ориентироваться исключительно на его желания.

Однако профессионалы, например, воспитатели, психологи и педагоги убеждают, что эффективность семейного воспитания гарантируется, если у вас есть понимание того, какими навыками нужно развивать детей, и понимание, как использовать эти знания.

Другими словами, важно отнестись к воспитанию как к профессиональной деятельности, а не как к любительскому занятию, и получить соответствующую подготовку.

Если вы не готовы лично пройти обучение (из-за недостатка времени или желания), есть альтернатива, чтобы не упустить ничего важного в воспитании своего ребенка и не навредить ему своими усилиями: центр раннего развития.

Дошкольные центры развития ребенка: как выбрать лучшее место для вашего малыша?

В настоящее время предоставлено огромное количество развивающих центров для детей дошкольного возраста. Однако, какой из них является лучшим для вашего ребенка? Перед тем, как сделать выбор, нужно ознакомиться с основными принципами различных методик развития, которые используются в подобных центрах.

Например, если вы решите выбрать Монтессори-центр, ваш ребенок, скорее всего, сможет развить следующие качества и навыки:

  • мотивацию к обучению;
  • способность к концентрации;
  • навыки самостоятельности;
  • ответственность;
  • организованность;
  • дисциплинированность.

Эти качества достигаются благодаря правильной организации среды, где разнообразные материалы расположены для свободного доступа, разделены на зоны:

  • зона развития двигательной активности;
  • зона мелкой и крупной моторики;
  • зона сенсорных ощущений;
  • зона речевого развития;
  • творческая зона;
  • зона самостоятельности.

Все это стимулирует ребенка саморазвиваться. Здесь отсутствует авторитарное давление на формирующуюся личность, а приветствуется свободное, самостоятельное и активное самовыражение.

Если вы предпочитаете Вальдорфскую систему воспитания, то от ребенка можно ожидать интерес к академическим предметам, а также художественно-практические навыки.

Методика Никитиных является классикой отечественной системы воспитания. Если вы найдете детский сад, работающий по этой методике, ребенок сможет развить следующие качества:

  • решительность;
  • логические выводы (много логических игр и головоломок в программе);
  • закалку (физические упражнения, подготавливающие организм к экстремальному холоду).

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *