Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Мерчендайзер, или, согласно правилам русского языка, "мерчандайзер", является экспертом в области маркетинга, который отвечает за организацию продаж. Его задачей является продвижение конкретного товара или продукции бренда. В данной статье мы рассмотрим, какие задачи выполняет мерчандайзер в магазине и кто может стать таким специалистом.
Мерчандайзеры – важное звено в продажах, хотя не все до конца понимают, что они делают на работе и какие у них обязанности. Эта профессия появилась в прошлом веке, но ее функции были актуальны с самого зарождения торговли. Мерчандайзеры поддерживают стимулы для сбыта, но это не означает, что они работают с покупателями. Скорее наоборот – они организовывают эффективное взаимодействие потребителей с продукцией.
В работе мерчандайзера важно сбалансировать пять основных элементов: товар, местоположение, время, объем и стоимость. Они грамотно подбираются, чтобы увеличить объем продаж. Следовательно, найм правильных мерчандайзеров – залог успешности магазина.
Возможно, кажется, что выкладка товаров является главным элементом работы мерчандайзера, но это не совсем так. Этот процесс скорее центральный элемент, конечная стадия работы. Для того, чтобы рационально распределить продукцию, необходимо научиться понимать, как местоположение товара влияет на потребителей. В связи с этим основные обязанности мерчандайзера также включают:
- Изучение покупательского интереса, выявление целевой аудитории, анализ потребительского поведения и других факторов, которые могут повлиять на спрос.
- Формирование и поддержание ассортимента товаров на основе данных, полученных в результате анализа.
- Конкурентный анализ, чтобы заметить изменение интереса покупателей к товару.
- Отчетность для демонстрации своих успехов и вклада в маркетинговую цепь.
Контроль в этой области, как правило, возлагается на супервайзера по мерчандайзингу. Если мерчандайзер хочет продвинуться на службе, ему необходимо больше уделить внимания аналитике и отчетности. Отличный мерчандайзер может возглавить свою команду в будущем.
Работа мерчандайзера: виды и особенности
Задача мерчандайзера заключается в эффективной организации продаж. В зависимости от мероприятий, которые он проводит, можно выделить несколько типов мерчандайзеров.
Мерчандайзеры обычно работают в гипермаркетах и супермаркетах. Если их закрепляют за конкретной точкой продаж, то их называют стационарными мерчандайзерами. Если же мерчандайзер занимается несколькими магазинами в рамках рабочего дня, то он является мобильным мерчандайзером. В любом случае, мерчандайзер должен иметь свою зону деятельности. Она может быть ограничена территорией одной торговой сети или географическим положением.
Существует несколько видов мерчандайзеров, которые различаются по функциональным обязанностям:
- Технический мерчандайзер. Его работа заключается в следовании технологии размещения продукции на полках. Он может работать в одном магазине или перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер. Он отвечает за создание особой атмосферы в магазине, используя музыку, ароматы и свет. Он часто работает в одном магазине, чтобы добиться единой атмосферы.
- Перекрестный мерчандайзер. Он создает тематические зоны, в которых товар будет выглядеть наиболее выгодно. Он анализирует, какие товары покупают вместе друг с другом (например, что покупают вместе с хлебом).
График работы мерчандайзеров обычно свободный и может включать различные форматы работы, такие как неполный рабочий день, несколько смен в неделю, рабочий график 2/2 или выходные дни.
Основные требования работодателей к мерчандайзерам
Одним из преимуществ сферы деятельности мерчандайзеров является то, что для этой работы не требуется наличие высшего образования. Также список требований соискателей на эту должность от работодателей не является переполненным и включает следующее:
- Гражданство Российской Федерации или наличие официальных документов, позволяющих работать на территории страны (например, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство).
- Наличие медицинской книжки.
- Физические навыки: хорошая выносливость, расторопность и возможность проводить всё рабочее время на ногах.
- Личные качества: внимательность, коммуникабельность, понимание психологии, энергичность и готовность учиться.
Даже без опыта работы мерчандайзер может рассчитывать на трудоустройство, если он готов пройти стажировку и погрузиться в дело. Работодатель ценит дисциплину и ответственность соискателя, а все остальное приходит с опытом.
Студенты часто интересуются вакансиями мерчандайзера на выходные дни, на неполный рабочий день или с графиком 2/2. Это замечательная возможность зарабатывать без ущерба учебе. Независимо от того, изучает ли человек маркетинг, это также может стать полезной практикой и стартом для строительства карьеры в будущем.
Статья "Зарплатный вопрос"
Журнал "Сегодняшний бизнес" выясняет, сколько можно получать, работая мерчандайзером в магазинах. Заработок специалистов по продвижению товаров зависит от региона и зоны ответственности. По данным на март 2019 года в среднем по стране мерчандайзеры получают около 31 200 рублей.
Несмотря на то, что наибольшее количество вакансий мерчандайзера находится в Московской и Ленинградской областях, уровень зарплаты в этих регионах не является лидирующим. В Москве максимальный доход может достигать 75 000 рублей, а в Санкт-Петербурге — 52 000 рублей. Кроме того, размер зарплаты может зависеть от нескольких факторов: вида занятости (полная, частичная, вахта), места работы (крупный ритейлер, небольшой сетевой магазин, несетевые точки) и наличия дополнительных обязанностей (водителя, грузчика, товароведа).
Важно отметить, что работа мерчандайзера с неполным рабочим днем может быть выгодной, так как позволяет сотрудничать сразу с несколькими компаниями. Это, в свою очередь, может увеличить доход.
Итак, хоть для работы мерчандайзера не требуется высшее образование и глубоких экономических знаний, эта профессия имеет свои перспективы. Специалист по продвижению товаров может обеспечить себе достойный заработок и повышать свой статус в карьере.
Фото: freepik.com