Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки
Под термином High-resolution audio (HRA) скрывается набор технических требований к качеству цифрового звука, нашедший свое отражение в стандарте Master Quality Recording. Данный стандарт объединяет несколько коммерческих и свободно распространяемых форматов звуковой записи, также известных как программируемые аудиокодеки. Форматы Hi-Res в свою очередь представляют собой звук высокого разрешения, который записывается в аудиофайлы. Интересно, что они позволяют воспроизводить аудио-треки максимально близко к оригиналу и получать самые яркие впечатления от прослушивания музыки.
Что такое Hi-Res и почему он важен?
Hi-Res - это аудио, воспроизведение которого сохраняет качество звучания и передает его слушателю максимально точно. У этого формата есть высокий частотный и динамический диапазоны, что является его ключевой особенностью.
Частота дискретизации, измеряемая в килогерцах, определяет, сколько раз в секунду аналоговый звук обрабатывается и превращается в цифровой сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем точнее воспроизведение будет соответствовать исходной мастер-записи. Например, частота дискретизации 96 кГц означает, что данные обрабатываются 96 000 раз в секунду.
Разрядность же или «битность» определяет, насколько подробно звук закодирован в файле. Чем выше разрядность, тем точнее описан звук, больше его красок и оттенков. Высокая разрядность также дает более плавное и четкое воспроизведение, без видимых фрагментов. Однако высокая разрядность увеличивает размер файла.
Заметим, что частота дискретизации и разрядность являются неотделимыми параметрами, которые дополняют друг друга. Поэтому, чтобы получить звук высокого качества, требуются высокая частота дискретизации и высокая разрядность.
Аудиофайлы в формате Hi-Res являются контейнерами, в которые упаковывается аудиосигнал, сжатый при помощи кодека. Причем стоит помнить, что после сжатия звук по математическим алгоритмам «разворачивается», возвращая себе исходную полноту звучания.
Для того, чтобы потребители музыки могли получать точное представление об источнике мастер-записи и качестве аудио-треков, был разработан стандарт Master Quality Recording. Он включает в себя четыре типа маркировки, которые отображают определенный источник записанного звука. Это MQA, MQC, MQD и MQP.
Когда говорят об Hi-Res на цифровых «мастер-записях», подразумеваются цифровые записи, которые имеют более высокую частоту дискретизации и/или разрядность, чем на стандартном CD-носителе. Таким образом, для Hi-Res Audio характерно наличие частоты дискретизации выше 44,1 кГц и разрядности выше 16 бит. Все вышеупомянутые студийные форматы могут быть перекодированы для массового распространения в файлах с различной степенью сжатия, с потерями информации и без потерь.
Чтобы использовать Hi-Res устройства и аудио-треки, требуется его возможность воспроизводить контент с параметрами 96 кГц/24 бит или выше.
Заметки о Hi-Res Audio и High Definition Audio: где используется и какие форматы файлов существуют
Hi-Res Audio (HRA) и High Definition Audio (HDA) - два основных типа аудио, которые используются в цифровой записи и воспроизведении звука. HRA относится к звуковым форматам, основанным на программном уровне, тогда как HDA - это спецификация Intel для аппаратных аудиокодеков.
Аппаратное обеспечение, соответствующее спецификации HDA, должно удовлетворять более жестким требованиям, чем HRA, а именно: должен использоваться 32-битный звук при частоте дискретизации 192 кГц для двух каналов или 96 кГц для восьми каналов (7.1).
Существует множество различных форматов файлов, в которых записываются HRA-аудиофайлы. Они используются в различных сферах, и каждый формат имеет свои преимущества.
Профессиональная сфера - здесь используются эталонные форматы файлов без сжатия данных (no compression), которые предназначены для создания и обработки цифровых мастер-данных. Некоторые форматы, такие как Super Audio CD, имеют огромный размер, поэтому их удобнее хранить на объемных серверах и физических носителях.
Бытовая и полупрофессиональная сфера - здесь используются популярные форматы с сжатием данных без потери качества (lossless data compression). Эти форматы легко помещаются на DVD, флешку и доступны для загрузки в специализированных онлайн-магазинах.
Бытовая сфера - наиболее удобный и быстрый способ прослушивания и загрузки музыки это через интернет-ресурсы. Популярные сервисы потокового воспроизведения музыки (стриминг) используют ультрасовременные технологии, такие как MQA, которые снижают требования пропускной способности мобильного интернета. Для прослушивания нужно приобрести потоковый плеер и платить небольшую арендную плату. Это быстрый, удобный и недорогой способ расширения своей музыкальной библиотеки.
Что лучше для слушателя: сравнение Hi-Res-аудиокодеков
Среди аудиофилов существует убеждение, что только форматы без сжатия, такие как DSD или WAVE, способны предоставить идеальное качество звука. Однако другим пользователям, которые хранят огромные аудиотеки, важна степень сжатия без потери качества. В этом случае можно сэкономить терабайты памяти. А третьи предпочитают Hi-Res-музыку, которую можно быстро найти и прослушать в любом месте из любого источника. Именно для таких пользователей особенно ценны кодеки, адаптированные для потокового аудио.
В этой статье мы рассмотрим, какие HRA-форматы существуют, какие из них имеют преимущества и недостатки, и какие кодеки считаются наиболее подходящими для слушателя.
Существуют два наиболее популярных формата цифровых аудиокодеков, способных хранить звук без сжатия – WAVE (Microsoft & IBM) и AIFF (Apple). Эти форматы относятся к наследникам IFF (Interchange File Format), который стал генетической основой для еще порядка 30 форматов самого разного назначения.
WAVE - это специализированный для содержания звуковой информации подтип формата RIFF, в то время как AIFF был создан напрямую от IFF. Оба формата используют метод кодирования звука без потерь - несжатой линейной импульсно-кодовой модуляции Linear PCM, или LPCM, сохраняющей все нюансы звучания. Именно поэтому меломаны и аудио-эксперты до сих пор продолжают использовать несжатый LPCM для получения звука максимального качества.
Звук в файлах-контейнерах обоих форматов может быть закодирован с 32-битной глубиной, а максимально допустимое число каналов в WAVE и AIFF равняется шести. Частота дискретизации ограничена 192 кГц только в формате AIFF. Это означает, что мастер-запись Hi-Res-качества на уровне «96 кГц/24 бит PCM» или набирающем популярность «192 кГц/24 бит PCM» может быть создана в обоих форматах.
Одним из главных преимуществ кодеков WAVE и AIFF является их простая структура, что позволяет аудиофайлы быть легко обработанными и отредактированными в любом звуковом редакторе. Также благодаря широкому распространению, они могут быть воспроизведены при помощи любого доступного медиаплеера, стереосистемы или другого аппаратного средства.
Однако недостатком обоих вариантов PCM является их большой размер. Минута двухканального стереозвука 44,1 кГц / 16 бит в формате WAVE будет весить порядка 10 мегабайт, что делает их сложными для передачи в сети и прослушивания на портативных устройствах.
WAVE и AIFF являются общепринятыми кодеками, которые заняли свое достойное место в качестве основного средства для создания аудиоархивов и файлов для прослушивания музыки в домашних условиях, сохраняя всю прелесть и глубину звучания сложных оркестровых, вокальных и джазовых композиций.
DSD – это формат записи, созданный на рубеже XX и XXI века, который считался лучшим в мире для хранения архивных звукозаписей компании Sony Music. Он быстро получил репутацию идеального цифрового формата для сохранения уникальности звукового наследия человечества. Позже был разработан DXD-формат, но исключительно для профессионального редактирования в процессе создания SACD-носителей.
Технология записи в формате DSD предусматривает перевод оригинального аналогового аудиопотока в одноразрядный вид (1 бит), но с применением супервысокой частоты – 2 822,4 кГц или 5 644,8 кГц. Размер этих частот равен базовой частоте дискретизации (применяемой при записи обычных CD-носителей, т.е. 44,1 кГц), которая в первом случае кратна 64, а во втором – 128. В формате DSD создаются неперезаписываемые компакт-диски SACD (Super Audio CD) с многоканальным (до шести каналов) звуком.
Одним из преимуществ DSD-формата является его частота дискретизации. При создании мастер-записи улавливаются малейшие модуляции аудиосигнала, и допускается минимум шумов и искажений, в результате чего на выходе мы получаем поистине фантастическое качество и естественность звучания. Стандартный динамический диапазон – 120 дБ/20 Гц – 20 кГц, расширенный – до 100 кГц, но все повышенные шумы «сдвигаются» за пределы слышимого диапазона, т.е. остаются выше уровня 20 кГц.
Недостатком DSD следует назвать, что это формат для оптических носителей, его прослушивание предполагает использование дисков SACD с соответствующими проигрывателями, и на обычных CD-плеерах прелесть звуковой магии просто-напросто исчезает. Вторым недостатком является невозможность производить редактирование и перезапись без огромных проблем: это можно сделать только при помощи манипуляций на специальном ПО и ЦАПа, либо путем преобразования в иные форматы для последующего прослушивания. При этом необходимо учитывать, что SACD-диски защищены трехступенчатой защитной схемой. Третий минус состоит в ограниченном объеме композиций, которые представлены в данном качестве, что также вызывает недовольство любителей музыки.
«Просачивание» DSD в интернет позволило широкой аудитории наслаждаться его преимуществами. Однако, необходимо учитывать, что DSD-формат остается форматом для профессионалов и предполагает приобретение авторских дисков и дорогостоящего оборудования.
Сегодня, наиболее востребованные HRA-кодеки из категории "lossless data compression" - это FLAC и ALAC. Их основная функция заключается в том, чтобы сжимать аудио-информацию без потерь, сохраняя при этом идентичность оригинала. FLAC и ALAC можно назвать "братьями-близнецами", хотя у ALAC есть "яблочная окраска". Практические отличия между этими кодеками сводятся к следующему:
- FLAC имеет более высокую скорость и время декодирования (воспроизведения);
- FLAC имеет полноценные настройки сжатия, включая медленный или сильный, быстрый или слабый и некоторые промежуточные варианты;
- FLAC поддерживается на программном и аппаратном уровнях в широком спектре устройств, хотя для пользователей Apple более предпочтительным будет ALAC, который поддерживается iOS, iTunes, AirTunes и QuickTime, но не поддерживается FLAC;
- у FLAC есть расширенная функция обработки аудиофайлов "ReplayGain", которая может использоваться для определения пикового уровня записи и равномерного снижения уровня громкости для всего трека;
- FLAC позволяет работать с максимальной частотой дискретизации 350 кГц, в то время как ALAC имеет максимальную частоту дискретизации 384 кГц.
Помимо этих отличий, FLAC и ALAC имеют много общих черт:
- они поддерживают 8-канальный звук;
- они устойчивы к ошибкам записи;
- они обеспечивают возможность поиска внутри содержимого файла, позволяя разметить нужные места в файле и использовать псевдо-разбиение одного большого файла на несколько фрагментов;
- они не имеют встроенных средств цифрового управления правами (DRM-защиты от копирования).
Таким образом, HRA-кодеки FLAC и ALAC в большинстве своих технических параметров идентичны друг другу. Выбор, как всегда, зависит от индивидуальных предпочтений и того, кто и как кодировал конкретные аудио-треки. В конечном итоге это важно, потому что это может оказаться решающим фактором для качества воспроизведения музыки.
MQA, что означает Master Quality Authenticated, является новым и весьма популярным форматом цифровой музыки, который эффективно поддерживает передачу HRA-файлов потребителям. Он был разработан в 2014 году в британской лаборатории Meridian Audio и представлен общественности через год на выставке CES-2015 в Лас-Вегасе. Сегодня проект поддержки и продвижения аудиокодека выделен в отдельную компанию с одноименным названием.
В мае 2016 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) приняла решение, что аудиозаписи, закодированные в MQA, могут иметь свой собственный официальный логотип, который будет дополнять логотип Hi-Res AUDIO, совместно с Национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS), Американской ассоциацией независимой музыки (A2IM) и Объединением DEG (Digital Entertainment Group).
Разработчики MQA говорят, что это технология, которая захватывает всю магию оригинального студийного выступления. С помощью новаторских научных исследований в психоакустике - в том, как люди слышат и воспринимают звук - MQA обеспечивает мастер-качество в аудиофайле, который достаточно мал и удобен для потоковой передачи или загрузки. Эпоха жертвования качеством во имя комфорта закончилась. MQA предназначен для хранения и потоковой передачи Hi-Res-звука с параметрами 96 кГц/24 бит при значительно меньшем битрейте, очень близком к стандартному CD, а потому не требует широкополосного интернета. Точные данные производитель не озвучивает, но ориентировочно это 700 Кбит/с.
Название кодека Master Quality Authenticated содержит намек на то, что при помощи этой технологии создается цифровой клон исходного закодированного аудиофайла, который не урезается во время сжатия, а определенным образом "складывается как бумажный оригами". Пометка Studio Masters в некоторых из файлов указывает на то, что звучание, которое получает слушатель, идентично студийному. Таким образом, MQA является "подтвержденным студийным качеством", обеспечивающим звук, который не только лучше, чем качество CD, но и превосходит любой сопоставимый HRA-файл на основе традиционной кодировки PCM, которая была стандартом для аудио CD-качества в течение нескольких десятилетий.
Одним из преимуществ MQA является сохранение детализации звука и высоких частот при битрейте, позволяющем хранить на переносных носителях и передавать большие объемы музыки посредством узких каналов связи. Кроме того, MQA совместим с аудио-оборудованием, в котором отсутствует декодер MQA. Есть возможность копировать MQA-файлы, а также упаковывать обработанный с помощью MQA аудиофайл дополнительно с lossless-кодеком (например, FLAC) для еще большей компактности.
Однако многие меломаны недовольны обязательством приобретения специального проигрывателя с лицензионной поддержкой MQA, чтобы получить полностью "распакованный" звук во всей его глубине и красках, а не "усеченную" версию на любом устройстве, не имеющем фирменных декодеров.
Большинство MQA-файлов звучит настолько хорошо, что пользователи, вкушая возможности слушать любимую музыку в таком качестве, не отказываются от этого удовольствия даже в поездках и путешествиях.
Как получить доступ к музыке Hi-Res и где ее слушать?
Сегодня музыкальная индустрия Hi-Res находится в стадии активного развития, выходя за рамки узкого круга посвященных. Компании теперь производят смартфоны с поддержкой Hi-Res, а онлайн-магазины предлагают приобрести музыкальные альбомы в аудио высокого разрешения. Благодаря технологии MQA, крупнейшие стриминговые сервисы также включили в свою деятельность потоковое воспроизведение Hi-Res музыки.
Сервисы для удобного прослушивания Hi-Res музыки
Spotify – это крупный стриминговый сервис со множеством функций, который позволяет наслаждаться музыкой с помощью трех различных битрейтов Normal Quality (96 Кбит/с), High Quality (160 Кбит/с) и Extreme Quality (320 Кбит/с), и поддерживает все операционные системы. Стоимость подписки зависит от того, с какой территории вы заходите на Spotify.
7digital – это популярная цифровая музыкальная и радиосервисная платформа, предлагающая большой выбор музыки в формате FLAC (24 бит) и теперь также в MQA, такие сервисы, как удобное скачивание для различных устройств и операционных систем. Альбомы и отдельные треки можно приобрести на сайте.
Qobuz Sublime+ является одним из мировых лидеров среди сервисов для стриминга Hi-Res audio. Годовая подписка стоит около 350 евро. Потоковое воспроизведение Hi-Res audio доступно в формате FLAC и MQA, а для смартфонов и компьютеров доступны удобные приложения.
HDTracks – это один из самых старых интернет-магазинов музыки, предлагающий отличный выбор классической, джазовой и рок-музыки в формате Hi-Res. Купить можно как отдельный трек, так и целый альбом.
Получение доступа к HRA файлам можно на Hi-Res Download, предоставляющем возможность скачать демо-версию или купить понравившийся альбом, NativeDSD, предлагающем классическую музыку в DSD, а также на Е-onkyo или на Tidal, который является стриминговым сервисом с качеством MQA-файлов. Однако крупнейшие стриминговые сервисы, такие как Tidal и Qobuz, не официально работают на территории России, поэтому для использования их услуг нужно установить VPN и получить анонимный доступ в сеть. Однако ценителям музыки приятно знать, что один из крупнейших сервисов Spotify, который ранее отказывался от проведения деятельности в России, в настоящее время ведет переговоры о возобновлении работы.
Устройства для воспроизведения High-resolution audio
Основные устройства для воспроизведения Hi-Res музыки:
- специализированные Hi-Res плееры;
- совместимые смартфоны;
- ПК, имеющие специальные программы (или плагины к проигрывателям) для воспроизведения аудио высокого разрешения.
Чтобы улучшить качество звучания с устройств, которые не оптимизированы под воспроизведение Hi-Res аудио, рекомендуется применять ЦАП (преобразователь цифрового звука в аналоговый), подключаемый к цепочке приемник-наушники.
В современном мире создано так много потрясающей музыки, что даже при значительном объеме памяти на носителях невозможно сохранять большую аудиотеку в высоком качестве. Однако появление новых форматов High-resolution audio и облачных стриминговых сервисов условий для аудиофилов, позволяющих наслаждаться большим выбором треков с полным звучанием в соответствии с личными предпочтениями.
Фото: freepik.com