Старший по Ваныкинской больнице
История знает немало примеров, когда врачи забывали о себе в стремлении помочь людям, используя малейшую возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее.
История знает немало примеров, когда врачи забывали о себе в стремлении помочь людям, используя малейшую возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее. Одним из таких представителей профессии был Вячеслав Петрович Грушецкий — первый главный врач Ваныкинской больницы Тулы с 1906-го по 1924 год.
Профессия врача по природе своей героическая — надо отвечать за жизнь человека, вверившего тебе свою судьбу, быть при этом хладнокровным, знающим специалистом своего дела. Но нередко в работу вмешиваются такие внешние грозные явления, как война, разруха или же эпидемии…
Вячеслав Петрович родился в 1859 году в имении своих родителей на берегу Оки в Орловской губернии. После окончания медицинского факультета Московского университета 23-летний Грушецкий стал земским врачом в Новосильском уезде Тульской губернии. В 1891 году во время эпидемии сыпного тифа заведовал тифозным отделением больницы, открытом на средства земства. Через год был назначен делегатом съезда врачей в Петербурге, посвященного вопросам борьбы с холерой.
Переехав в Тулу, Грушецкий поселился на арендованной квартире в одном из домов на нынешней Гоголевской улице. В течение ряда лет он служил городским санитарным врачом первого участка Тулы — это примерно территория современного Центрального района города. Одновременно работал во втором городском трехклассном училище на углу Миллионной улицы и Никольского переулка в Заречье — теперь Октябрьская, 1. Имел и частную практику: вел прием по акушерству и женским болезням. Как рассказывала позднее его внучка, в семье сохранилось предание, что дед посещал больных на дому и вместе с рецептом часто оставлял им деньги.
В 1901 году как врач, имевший опыт организации больничного дела, Грушецкий был включен в состав комиссии городской Управы, которой предстояло разработать детальный план строительства первой в Туле бесплатной больницы. Деньги на неё завещал умерший купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин. Вячеслав Петрович с головой ушел в этот проект, и не — удивительно, что именно ему городские власти доверили право стать первым старшим врачом новой лечебницы.
Было решено строить больницу терапевтического профиля с заразным отделением. Грушецкий настоял, чтобы одну из четырех изолированных палат корпуса заразного отделения с отдельными входами, ванными комнатами и туалетом приспособили под операционную и послеоперационную. Как считал Грушецкий, хотя Ваныкинская больница и не имеет специального хирургического отделения, всегда может возникнуть необходимость провести операцию и не специалистом-хирургом, а иногда потребуется и участие хирурга-консультанта.
Торжественное открытие больницы состоялось 25 января 1908 года. С этого дня Грушецкий практически не покидал территорию клиники: здесь работал старшим врачом и заведующим женским терапевтическим отделением, здесь и жил с семьей из четырех человек и прислугой в корпусе для медперсонала (сейчас в этом здании отделение острых отравлений).
Как отмечал Вячеслав Петрович в отчете за первый год работы больницы, большая часть персонала никогда прежде не имела дела с лечебным учреждением: врачам вместе с фельдшерами приходилось их учить всему и, главное, учитывая специфику больницы, оберегать от инфекций. К сожалению, случаев заражения персонала от пациентов хватало, и если в первый год работы все хотя бы выздоровели, то в последующие годы, например, одна сиделка умерла от воспаления легких, а служитель анатомического покоя, производивший вскрытия, скончался от туберкулеза легких.
В 1908 году Грушецкий был вынужден обратиться в Тульскую городскую Управу с просьбой открыть для размещения инфекционных больных Ветровский барак на 30 коек. Этот деревянный корпус открывался на случай эпидемий по особому распоряжению городских властей. В первый же день работы в помещение перевели 20 больных возвратным тифом. В течение трех месяцев, пока длилась эпидемия, в бараке лечились 110 человек.
Всего же за год работы Ваныкинская больница приняла 255 больных возвратным тифом, шесть из них умерли. Стоит отметить, что инфекционные больные составляли примерно половину всех пациентов больницы, и работа в заразных отделениях (скарлатинозном, дифтерийном, возвратного и сыпного тифа) была самой опасной.
Высокая смертность, особенно в мужском терапевтическом и заразном отделениях, вызывала серьезную обеспокоенность совета больницы как с медицинской и социальной точек зрения, так и с позиций репутации Ваныкинской больницы. Хотя Грушецкий в годовых медицинских отчетах всегда подчеркивал: если из общего числа умерших исключить пациентов, скончавшихся в течение первых двух суток после госпитализации — «их привозили в больницу в тяжелейшем состоянии, чтобы они не умерли под забором от рака, туберкулеза, болезней почек и сердца», то процент летальности составлял уже 6,6%.
Ситуацию осложняло то, что анатомический покой больницы принимал покойников со всего города (умерших от отравления или с подозрением на насильственную смерть) для медико-полицейского и судебно-медицинского исследования. Так, в 1908 году в больничном морге приняли 165 умерших из отделений и 172 умерших горожанина для проведения экспертизы. Едва ли не каждый день из ворот больницы выходили похоронные процессии. Как отмечал Грушецкий, «это производит удручающее впечатление на больных и жителей соседних домов, которые считают, что все вывозимые из анатомического покоя умерли в больнице». Всех бедняков хоронили за счет больницы, а в 1908 году это 200 человек.
За первые пять лет работы в отделениях Ваныкинской больницы лечились 10 610 человек (в среднем 2122 за год), услугами амбулатории, как детской, так и взрослой, воспользовались 61 500 больных, что существенно превышало все прогнозы и расчеты. Как и предполагалось, в Ваныкинскую больницу обращались прежде всего люди низших сословий (мещане, рабочие, ремесленники), они составляли более половины всех пациентов, проходивших лечение в корпусах и обращавшихся в амбулаторию.
Особенно много поступало в больницу рабочих по металлу, что отражало специфику Тулы как города мастеровых, а также опасность и вредность труда на местных заводах и фабриках. Никто из пациентов, как стационарных, так и амбулаторных, не платил за лечение и содержание, бесплатными для них были и лекарства. При выписке, согласно завещанию Ваныкина, все нуждавшиеся получали новую одежду и обувь.
Грушецкий с февраля 1908 года постоянно напоминал городскому главе Любомудрову, что нужно искать средства для расширения больницы и строить еще корпуса по крайней мере на 100–150 коек. В казне средств не было, но по инициативе главы создается общество сбора пожертвований для развития учреждения. Благодаря тульским купцам братьям Алексею и Василию Золотарёвым сбылась мечта Грушецкого о расширении и новом оборудовании больничной электросветоводолечебницы — первоначально она занимала операционную и послеоперационную палаты терапевтического корпуса. На средства Золотарёвых палаты оснастили всем необходимым для проведения физиотерапевтических процедур: установили общие световые ванны, аппараты для местного светолечения и электризации, углекислые ванны, разнообразные виды душа, от дождевого до Шарко.
Лечебница начала работать в ноябре 1910 года, хотя официальное открытие состоялось в августе 1911-го. Благодаря Вячеславу Петровичу уже в 1914 году более двухсот человек бесплатно получили 3910 сеансов разных процедур. Чаще всего назначения в лечебницу получали больные ревматизмом, истерией, невралгией, с болезнями сердца, а также пациенты с ранами и ушибами. Как и просили благотворители, лечебница была названа в честь их отца тульского купца И. В. Золотарёва.
В годы Первой мировой войны часть корпусов больницы пришлось отдать под военный госпиталь, которым Грушецкий руководил помимо больницы. Именно в этот лазарет доставляли самых тяжелых терапевтических и хирургических больных, прибывавших в эшелонах на Курский вокзал. Также Вячеслав Петрович стал председателем Собрания врачей Тульских городских лазаретов и контролировал работу всех 22 военных госпиталей Тулы.
С приходом советской власти никто из врачей Ваныкинской больницы не потерял работу: чекисты закрывали глаза на дворянское происхождение докторов, признавая, что иных специалистов для лечения больных в Туле нет. Грушецкого назначили председателем Тульского городского санитарного совета. Проблем хватало: гражданская война, голод и эпидемии. В январе 1918 года Грушецкий сообщал городским властям, что «оспенные больные положены в отдельную палату при заразной амбулатории. Больных класть некуда. Инфекционных больных в настоящее время постоянно привозят в Ваныкинскую больницу даже из уездов, несмотря ни на какие объяснения и протесты. Чтобы не подвергать заражению от них городское население, так как при отказе их повезут на постоялые дворы, таких больных волей-неволей приходится класть в Ваныкинскую больницу».
На протяжении нескольких лет Грушецкий хлопотал о строительстве новых корпусов. Решение в итоге было принято, но до реализации этого проекта Вячеслав Петрович не дожил. Ежедневно, в определенные часы, главврач выходил в приемную и беседовал с пациентами. В октябре 1924 года на одном из таких приемов он был ранен, получив удар ножом от симулянта, недовольного тем, что его рано выписали из больницы (по другим данным, убийца был наркоманом). Через две недели, 4 ноября, Вячеслав Петрович умер. Хоронили доктора Грушецкого всей Тулой. Его могила на Всехсвятском кладбище сохранилась до наших дней.
Фото: из открытых источниковПоследние новости
«Получил в дар от неустановленного лица»: в Туле суд рассмотрел дело мужчины, который закопал в землю гранаты, автомат Калашникова и 600 патронов
Фото: Тульская служба новостей, архив Тульский областной суд рассмотрел апелляцию жителя Богородицка, которого осудили за незаконное хранение оружия и боеприпасов.
Туляки могут принять участие в конкурсе социальных архитекторов
Конкурс социальных архитекторов проводится в рамках конкурса управленцев «Лидеры России».
Новомосковский ЦТНК: куклы - предметы искусства, основа традиций
Выставка авторской артельной куклы - «Куклы: традиция и время» - Надежды Черкасовой открылась в Центре традиционной народной культуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку