Психические расстройства в практике детского невролога: возможности командного взаимодействия

Психотерапевтическая коррекция поведенческих и личностных реакций в детском возрасте, возникших на фоне неврологических заболеваний, приобретает в последнее время все большую актуальность и значимость.

Психотерапевтическая коррекция поведенческих и личностных реакций в детском возрасте, возникших на фоне неврологических заболеваний, приобретает в последнее время все большую актуальность и значимость. Известно, что поведенческие проблемы, синдром гиперактивности, расстройства когнитивного и речевого развития, затрудняющие социализацию и обучение ребенка, чаще встречаются у детей с органическим поражением головного мозга, в том числе — перинатального генеза.

Признаки резидуально-органического поражения головного мозга у детей и подростков выявляются в 20-90% случаев. Последствия перинатальной патологии, инфекционного заболевания нервной системы, черепно-мозговой травмы со временем могут компенсироваться и клинически проявляться задержкой психического и речевого развития, проявлениями психоорганического синдрома, поведенческими нарушениями, специфическими расстройствами учебных навыков, что может стать причиной школьной дезадаптации.

Без специализированной помощи эти расстройства долгое время могут оставаться недиагностированными, что объясняется многообразием и неспецифичностью клинических проявлений и отсутствием необходимых знаний у педиатров и неврологов. Поэтому, для осуществления ранней диагностики нарушений моторного, когнитивного и речевого развития, поведенческих расстройств у детей с органическим поражением головного мозга, с последующим назначением своевременной и патогенетически обоснованной коррекции данных расстройств, в терапевтическом процессе необходимо участие врача психиатра-психотерапевта.

В статье приведены сведения  о психических расстройствах  у детей раннего и дошкольного возраста, проходящих лечение в условиях неврологического стационара  в МУЗ ДГБ № 8 в г.Казани.

За период с 2006 года врачом- психотерапевтом были проконсультированы  283  ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет. В обследованной группе было 68,2% мальчиков и 31,8% девочек. Большая часть детей — 240 (84,8%) пациентов — находились в клинике по поводу последствий органического поражения головного мозга (перинатального, эпилептического, травматического, постинфекционного генеза).

Консультации психотерапевта проводились по назначению лечащего врача- невролога, основные запросы которого сводились к следующему: оценка уровня психического, речевого, эмоционального развития; оценка поведения и активности ребенка, выявление актуальных психогений, оценка психосоциальных факторов и семейных особенностей, влияющих на развитие ребенка, коррекция выявленных нарушений, помощь в работе с семьей ребенка с преимущественно психическими нарушениями, мотивационная терапия.

Основными жалобами родителей были: проблемное поведение и трудности во взаимоотношениях с ребенком (непослушание, упрямство, негативизм, гиперактивность, агрессивность) (232 — 82%), отставание в развитии (162 — 57%), нарушения речи (112 — 39%), избыточные движения, «привычки» (30 — 10,6%), рассеянность, трудности концентрации внимания (82 — 29%), трудности адаптации в социуме, проблемы в общении со сверстниками (104 — 37%).

Таким образом, основными причинами для беспокойства у родителей выступали: поведенческие нарушения, отсутствие оптимальной интеракции, трудность установления продуктивного диалога и непонимание запросов ребенка, проблемы социализации ребенка. Многие родители отмечали собственную беспомощность и неспособность адекватно реагировать на негативные поведенческие проявления со стороны ребенка. Некомпетентность родителей, «непринятие» ребенка, неадекватность воспитательных подходов способны усугубить нарушенную интеракцию и препятствовать адаптации ребенка в социуме.

Клинически у обследованных детей были выявлены: когнитивные расстройства в сочетании с системным недоразвитием речи и синдромом гиперактивности (123 =43%), речевые нарушения (65 — 23%), тикозное расстройство (транзиторное, хроническое, комбинированное) (38 — 13,4%), невротические и тревожные расстройства (26 — 9,1%), нарушения аутистического спектра (16 — 5,6%), нарушения поведения (11 — 4%),нарушения привязанности (4 — 1,4%).

В процессе психотерапевтического консультирования детей, находившихся на обследовании и лечении в неврологическом отделении, нередко возникали трудности в оценке психического статуса ребенка. Эти трудности были связаны с наличием поведенческих «масок», с недооценкой психических особенностей, свойственных возрасту (импульсивность, гиперактивность у детей раннего и младшего дошкольного возраста), на фоне затруднений установления контакта (у детей с недоразвитием речи, с аутистическими проявлениями). Для осуществления психокоррекционной помощи необходимо изучение семейной системы больного ребенка.

Основными направлениями работы врача-психотерапевта в неврологическом стационаре стали:

оценка актуального психического состояния ребенка; диагностика и коррекция нарушений психического, речевого, эмоционального, моторного развития в рамках командного подхода с включением в терапевтический процесс, наряду с неврологом и психотерапевтом, логопедов, Войта- терапевтов, Монтессори-педагогов и других специалистов; выявление и лечение сопутствующих невротических и психогенных расстройств у детей с неврологическими заболеваниями (ипохондрических, тревожно-депрессивных, фобических, конверсионных синдромов, дезактуализация психогений); психотерапевтическая коррекция поведенческих и личностных реакций, возникших вследствие неврологических заболеваний (например, личностно-характерологические особенности и когнитивный дефицит при эпилепсии, стой- кие тревожно-депрессивные расстройства при нарушении функционирования тазовых органов); амбулаторная поддержка выписавшихся пациентов с целью предотвращения «рецидивов» невротических расстройств; участие в реабилитации детей и подростков с тяжелыми неврологическими заболеваниями. В этом случае деятельность психотерапевта сосредоточена на изучении качества жизни, поддержания мотивации к лечению, повышению жизненной активности и др.

При проведении психотерапевтической коррекции важно параллельно проводить занятия с ребенком и с членами его семьи.

Семейно-центрированный подход  подразумевает активное взаимодействие с семьей по следующим направлениям: психообразовательное (информирование о выявленных дефицитарных высших психических функциях ребенка и его ресурсных возможностях), психопрофилактическое (повышение родительской компетентности для предотвращения закрепления патологических поведенческих стереотипов  и профилактики нарушений в развитии), психокоррекционное (работа с семьей в рамках запроса семейной системы).

При работе с родителями основными целями являлись: улучшение психоэмоционального состояния (мишени воздействия: чувство вины, реакция горя (при первично установленном диагнозе), чувство родительской некомпетентности, страх, тревога, депрессия, «неудовлетворенность родительством»), повышение мотивации к лечению, освоение прикладного анализа поведения, консультирование семьи по вопросам развития ребенка с учетом специфики его заболевания.

Проведенное исследование показало частоту и разнообразный спектр психических расстройств, выявляемых у детей с неврологической патологией. Участие психотерапевта при проведении комплексной диагностики и терапии способствует выявлению и коррекции поведенческих и личностных реакций, возникающих на фоне основного неврологического заболевания, формированию мотивации к лечению, повышению жизненной активности и психосоциального статуса пациента и членов его семьи.

Источник:

Психические расстройства в  практике детского невролога: возможности командного взаимодействия. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Зайкова Ф.М.

https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-rasstroystva-v-praktike-detskogo-nevrologa-vozmozhnosti-komandnogo-vzaimodeystviya

 

Последние новости

В адрес Никиты Бурвикова поступила благодарность

На имя депутата Тульской городской Думы, руководителя регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России» Никиты Бурвикова поступила благодарность от тулячки.

Главный прокурор Тульской области Александр Грицаенко покинул свой пост

Фото: Правительство Тульской области Главный прокурор Тульской области Александр Грицаенко покидает свой пост.

Исторический час «Великий Сталинград»

2 февраля в доме культуры п. Новольвовск МБУК «Новольововский центр культуры и досуга» прошел исторический час «Великий Сталинград».

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Красноярске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *