Принципы профилактики психических нарушений в раннем детском возрасте

Современная психотерапевтическая модель требует улучшения родительского воспитания и социальных изменений для уменьшения чувства беспомощности и повреждающего влияния стрессов, как для ребенка, так и для его родителей,

Современная психотерапевтическая модель требует улучшения родительского воспитания и социальных изменений для уменьшения чувства беспомощности и повреждающего влияния стрессов, как для ребенка, так и для его родителей, живущих в условиях все более сложного индустриально-конкурентного общества. В основу психопрофилактики будущего необходимо прежде всего положить новую теорию развития психических функций в раннем детском возрасте и здоровую среду их развития – семью, гуманизацию отношений, свободу и права ребенка с первых дней его жизни. Необходимы разработка и создание психопрофилактических форм помощи детям раннего возраста, особенно в рамках внутрисемейной коррекции в системах мать-дитя, мать-ребенок-отец, мать-ребенок-семья и т.п.

Первичная профилактика в младенческой психиатрии может быть ориентирована на решение как широкого, так и более узкого круга проблем. В первом случае ее следует рассматривать как профилактику психического нездоровья в целом в рамках общих психогигиенических мероприятий, включающих качественно оказанную акушерскую помощь. В узком смысле это может быть профилактика определенных психопатологических расстройств, в том числе и эндогенных.

Целью первичной психопрофилактики должно быть обеспечение максимально позитивного развивающего влияния среды на формирование детской психики за счет психологической поддержки, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Младенец не является пассивным участником взаимодействия со взрослыми. Он очень рано приобретает активную роль, развивая функцию управления поведением взрослого, собственные навыки и способность к преднамеренному поведению. Следовательно, основной задачей психопрофилактики (особенно первичной) должна также являться стимуляция активности ребенка в его стремлении освоить мир и противодействовать реализации фактора риска и стимуляция факторов антириска.

Ряд общих принципов организации специализированной помощи детям раннего возраста в микропсихиатрии: 1) основная форма организации службы психического здоровья детей раннего возраста — поликлиническая, при необходимости может быть домашней; 2) основное направление психиатрической помощи детям раннего возраста — внутрисемейная психотерапевтическая коррекция психических расстройств и их профилактика; 3) основная цель — проведение первичной протективной психопрофилактики у младенцев.

Для определения задач психопрофилактической службы необходимо учитывать следующие положения:

Психическое развитие ребенка является результатом трех составляющих: социальных, биологических и внутренних психобиологических свойств ребенка — это инстинкт свободы, любознательности и эмоционального голода, на базе которых формируются три основные интрапсихические структуры психогенеза младенца: а — психическая активность, б — стремление к компетентности в окружающей среде, в — потребность в системе эмоциональных привязанностей. Нарушение формирования одной из интрапсихических структур приводит к возникновению психической патологии, психогенной по своему происхождению, легко возникающей при наличии дополнительных факторов риска (генетических, церебрально-органических, социальных). Основное содержание психопрофилактической работы в младенчестве и на первом году жизни составляет управление процессами психической активности, компетентности и привязанности в рамках психогигиены и первичной психопрофилактики. В системе вторичной психопрофилактики это активная коррекция уже имеющихся изменений интрапсихических структур на фоне психического диатеза или развивающегося заболевания. В рамках третичной психопрофилактической программы (при наличии инвалидизирующего дефекта психики ребенка) включение превентивных мер в общий многофакторный лечебно-профилактический процесс для повышения эффективности результатов лечебных и профилактических мероприятий. Основные   задачи психопрофилактической   службы: Координация практических программ, направленных на профилактику нарушений психического здоровья детей раннего возраста типового района города. Выявление психологической готовности лиц, собирающихся стать родителями, к выполнению родительской роли и оказание помощи по формированию такой готовности. Диагностика первично-психических особенностей младенца. Определение особенностей социальной ситуации развития ребенка, выявление ее стрессогенного влияния и оказание содействия созданию эмоционального комфорта в семье. В рамках такой службы возможно определение степени социальной защищенности родителей от экономических трудностей и посильное участие в координации работы служб социальной помощи населению в этом направлении. Обеспечение психологической помощи родителям, испытывающим трудности в процессах ожидания или воспитания ребенка, а также родителям, имеющим те или иные социальные проблемы (матери, которые воспитывают детей одни, не имея социальной и экономической поддержки, матери с послеродовым стрессом, семьи лиц, страдающих алкоголизмом и/или наркоманией, семьи с трудными детьми более старшего возраста и т.п.), путем создания так называемых групп психологической самоподдержки. Оценка развивающей функции среды и определение необходимой тактики воспитания для родителей и воспитателей с учетом индивидуальных психических особенностей ребенка. Консультирование родителей, маленькие дети которых пережили острый психологический стресс, или родителей, озабоченных психическим развитием своих детей, а также испытывающих трудности при выполнении родительской роли. Научно-консультативная служба психического здоровья для детей раннего возраста должна быть на базе типовой детской поликлиники, женской гинекологической консультации и родильного дома.

Материал подготовила врач-психиатр Рудских Т.Е.

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Тихвине на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *