Особенности коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья

Представлена коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья, включающая занятия с использованием телесных практик, сенсорной интеграции,

Представлена коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья, включающая занятия с использованием телесных практик, сенсорной интеграции, компьютерного стабилографического комплекса и ароматерапии. Определено, что применение разработанной программы позволяет ребенку прочувствовать свое тело, восстановить психоэмоциональное состояние, повысить концентрацию внимания.

Введение

В настоящее время на территории Российской Федерации по статистике проживает порядка двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом стоит отметить, что термин «дети с ОВЗ» не представляет собой синоним понятия «дети-инвалиды». Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия между собой связаны и пересекаются.

Дети с ОВЗ – это отдельная категория детей, которые не имеют группу инвалидности, но при этом у них имеются определенные зафиксированные нарушения физического или умственного развития, которые выступают как препятствие нормальной жизнедеятельности и социализации. Данные ограничения могут касаться как физиологических, сенсорных, так и психологических возможностей ребенка. Категория детей с ОВЗ очень разнообразна: к ней причисляют детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью и двигательной расторможенностью.

Как правило, данная категория детей посещает общие дошкольные образовательные учреждения, при этом дальнейшее их обучение будет проводиться в общеобразовательных школах совместно со здоровыми сверстниками. В обучении дети с ОВЗ нуждаются в особых подходах, им необходимо уделять больше внимания, для них не подходят общепринятые методики и классические методы обучения, а имеющиеся отклонения могут оказать значительное влияние на состояние здоровья, успеваемость, социализацию и адаптацию в школе.

Цель исследования  – рассмотреть влияние нетрадиционных средств коррекции: телесных практик, сенсорной интеграции, занятий с использованием компьютерного стабилографического комплекса и ароматерапии на психофизическое состояние ребенка с ОВЗ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть особенности познавательной сферы и двигательной памяти детей 5–7 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

2) разработать программу коррекционно-развивающих занятий для детей 5–7 лет с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения;

3) экспериментально проверить эффективность программы коррекционно-развивающих занятий для данного контингента.

Методика и организация исследования

Для диагностики позна-вательной сферы детей 5–7 лет использовались такие диагностические методики, как «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Найди отличия» (О.Н. Земцова), «Разрезные картинки» (С.Д. Забрамная), «Какие предметы спрятаны в рисунках» (Р.С. Немов), «Доска Сегена» и др.

С целью коррекции, развития и подготовки к предстоящему обучению в общеобразовательных школах была разработана программа коррекционно-развивающих занятий для детей 5–7 лет с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения, которая предусматривает апробацию новых подходов к организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в рамках обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Программа комплексного коррекционно-развивающего сопровождения включала два этапа – основной и дополнительный.

Основному этапу предшествовала диагностика функционального и психологического состояния детей, которая позволила получить представление о состоянии ребенка и далее сформировать однородные группы для последующих занятий.

В рамках основного этапа ребенку предлагаются оздоровительные занятия с использованием телесных практик и сенсорной интеграции, которые предоставляют возможность прочувствовать свое тело, восстановить психоэмоциональное состояние, научить головной мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание.

Занятия на компьютерном стабилографическом комплексе проводятся индивидуально с каждым ребенком, у которого по результатам диагностики отмечены показатели ниже среднего. Проведение блока занятий на компьютерном стабилографическом комплексе осуществляется совместно с акупунктурным аромамассажем терапевтическими маслами, которые были подобраны заранее в процессе ароматестирования.

После завершения основного этапа было проведено повторное тестирование, которое позволило отследить динамику ряда показателей и дать промежуточную оценку эффективности программы.

На дополнительный курс оздоровительных занятий с использованием телесных практик и сенсорной интеграции приглашаются дети, у которых, по происшествии нескольких месяцев без занятий, тестируемые показатели снизились с 10 до 30 %. Тем детям, у которых показатели снизились более чем на 30 %, предлагаются оздоровительные занятия с использованием телесных практик, сенсорной интеграции и компьютерного стабилографического анализатора.

Результаты исследования и их обсуждения

Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий была ориентирована на развитие двигательной активности детей с ОВЗ, совершенствование физических качеств, а также на устранение дефицитарности структур головного мозга, обеспечивающих базу для развития высших психических функций, для дальнейшего беспрепятственного обучения в образовательных учреждениях наравне с физически здоровыми детьми.

Структурными компонентами программы коррекционно-развивающих занятий являются: диагностика функционального и психологического состояния, занятия с использованием телесных практик и сенсорной интеграции, занятия с использованием компьютерного стабилографического комплекса и ароматерапии.

Телесные практики представляют собой метод психологической коррекции личности через работу c телом человека. Путем выполнения элементов из телесно-ориентированной терапии ребенок учится управлять своим телом, взаимодействовать c окружающими, правильно выражать свои и чувствовать эмоции других людей.

Проведение занятий с включением упражнений и заданий, ориентированных на развитие сенсорной системы, способствуют тому, что головной мозг получает нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на системы человека (зрительную, слуховую, вестибулярную и т. д.).

При занятиях на «Стабилане-01» детям необходимо было выполнять точные и плавные по своей структуре движения, за счет которых происходит обогащение афферентного потока восходящих нервных импульсов сигналами от мышц, связок и суставов, что проявляется новыми двигательными навыками и, как следствие, происходит выработка новых, не патологических, двигательных стереотипов движений. Применение обратной сигнализации помогает ребенку «найти» сенсомоторное ощущение правильного движения, которое закрепляется в повторных движениях и постепенно доводится до полного двигательного автоматизма. При этом происходит четкий визуальный контроль сигнала обратной связи уровня двигательной активности, который обеспечивается специализированной аппаратурой, что позволяет в значительной мере повысить информационную значимость поступающей двигательной афферентации в мозг.

Еще одним компонентом программы является массаж с использованием масел. В ряде исследований определена эффективность использования летучих фракций эфирных масел в качестве фитоадаптогенов. Основываясь на данном свойстве, можно применять эфирные масла в педиатрии в комплексе лечебно-профилактических мероприятий. Использование эфирных масел при проведении массажа способствует стимуляции неспецифической защиты, иммунологической реактивности, а также снятию эмоционального стресса. При воздействии массажных приемов на рецепторы кожи и мышц возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Прикосновение к ребенку стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, включаясь в движение, пространственную ориентацию и сенсорное восприятие.

Предварительное исследование показало снижение объема памяти у детей, недостаточную быстроту и прочность запоминания, устойчивость внимания характеризовалась как сниженная в силу частых отвлечений. При этом достаточно у многих детей отмечались затруднения при выполнении инструкции, состоящей из нескольких этапов. Также стоит отметить, что при исследовании восприятия были выявлены затруднения интерпретации информации, что, скорее всего, связано с недостаточностью знаний и опыта. Навыки мыслительной деятельности малоустойчивые, слабо выражена способность к построению и установлению элементарных умозаключений.

После реализации программы была отмечена положительная динамика по всем исследуемым показателям, почти в два раза. К концу эксперимента большинство детей начали осознавать воспринимаемый объект, образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом, стали быстрее интерпретировать. При частичном зрительном анализе и практическом промеривании начали собирать целостное изображение.

Объем памяти можно оценить как достаточный, – к концу эксперимента дети стали воспроизводить 5–7 слов, тогда как в начале исследования – не более 3–4 слов. В процессе выполнения заданий снизилось количество отвлечений, отмечалась достаточная концентрация и переключаемость внимания. К концу эксперимента навыки мыслительной деятельности стали достаточно устойчивые, при этом предложенную помощь начинали использовать продуктивно.

С помощью компьютерного стабилоанализатора «Стабилан-01» была проведена оценка объема двигательной памяти (тест «Треугольник»). Полученные результаты позволяют считать, что высшие отделы головного мозга готовы к формированию образа двигательного действия. Был проведен анализ времени выполнения движения по первоначально заданной траектории, которое на момент начала исследования на этапе повторного воспроизведения превысило в 2,7 раза первоначальное воспроизведение заданной фигуры. После проведенных занятий по программе показатели воспроизведения заданного треугольника существенно изменились. Так, различия времени прохождения фигуры на этапах обучения и анализа составили 0,5 раза. Положительная динамика времени воспроизведения заданной фигуры дает основание полагать, что под влиянием предложенных занятий наблюдается перестройка функциональных свойств и связей нейронных сетей головного мозга ребенка. Такая перестройка обеспечивает адаптивное изменение поведения благодаря сохранению памяти о приобретенном опыте.

Заключение

По результатам экспериментальной проверки эффективности программы коррекционно-развивающих занятий для детей 5–7 лет с ОВЗ можно судить о том, что происходит более быстрое и качественное усвоение сложно-координационных двигательных действий, а также отмечается положительная динамика по всем исследуемым показателям познавательной сферы детей.

Источник: ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Р.Р. Швец, Н.Ю. Токмакова

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 1

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Михайловке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *