Головные боли у детей и подростков: клинические особенности и профилактика

Головная боль — часто встречающийся симптом у пациентов детского и подросткового возраста.

Головная боль — часто встречающийся симптом у пациентов детского и подросткового возраста. По данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82 подростков [1]. Именно поэтому в докладе экспертов Всемирной организации здравоохранения «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей».

Жалобы на головные боли у детей чаще появляются в возрасте 4–5 лет. Именно к этому возрасту у ребенка формируется способность дифференцированно воспринимать, локализовать и правильно описывать свои болевые ощущения. О головной боли у детей раннего возраста можно лишь косвенно судить по их поведению [3]. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз, своевременно и правильно назначена терапия. Однако интенсивный характер головной боли и ее сочетание с другими симптомами (тошнота, рвота, бледность, сонливость и др.) нередко вызывают чрезмерные опасения как со стороны родителей, так и самого больного. Обращаясь к врачу, родители стремятся убедиться, что головная боль не вызвана тяжелым заболеванием (например, опухолью головного мозга). С другой стороны, бытует мнение, что у детей периодически может болеть голова, и это связано с переходным возрастом, а потому не требует специального внимания. В данном утверждении верным может быть только то, что пик встречаемости головных болей приходится на «переходный возраст» — 9–15 лет, но появление жалоб свидетельствует о том, что в процессе возрастной перестройки организма его функционально-адаптационные системы не справляются с возросшей нагрузкой. Следовательно, ребенок нуждается в незамедлительной помощи. Частые пропуски ребенком школьных занятий и ограничение его активности по причине головных болей приводят к отставанию от программы обучения, отрицательно сказываются на его психологическом состоянии и взаимоотношениях со сверстниками. Доступные профилактические меры (регулярный прием пищи, отсутствие таких состояний, как переутомление, перевозбуждение, дегидратация и др.) наряду с лекарственной терапией способны предотвращать определенные формы головной боли.

Основные типы головной боли

Первичная головная боль представляет собой самостоятельную патологию, не вызванную какими-либо заболеваниями. Вторичная (или симптоматическая) головная боль является симптомом соматической патологии или основного заболевания ЦНС. Наиболее распространенные формы первичных головных болей — мигрень и головные боли напряжения (ГБН), которые чаще встречаются у пациентов с осложненным семейным анамнезом по данным заболеваниям. Характерные клинические проявления мигрени и ГБН представлены в табл. 1.

Причинами вторичных головных болей чаще выступают синуситы и инфекции среднего уха, системные инфекции, а также черепно-мозговые травмы, артериальная гипер- или гипотензия; реже — побочные эффекты лекарственных средств (вызывающих вазодилатацию или вазоконстрикцию), внутричерепная опухоль, менингит или энцефалит. Результаты дополнительных исследований, проводимые у пациентов с головными болями, имеют существенное значение для выбора методов профилактики. Кратко остановимся на клинической значимости основных методов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) . 

У  большинства детей с первичными головными болями изменения ЭЭГ носят  неспецифический характер. Чаще других отмечается ослабление выраженности альфа-ритма в затылочных  отведениях и снижение амплитуды биоэлектрической активности. По данным исследований Ю. Нестеровского и соавт., подобные изменения выявлены у 64% больных с головной болью, усиление диффузной медленно-волновой активности — у 12%, у 21% больных ЭЭГ соответствовала норме [4]. Примерно у 4% пациентов при ЭЭГ исследовании обнаруживается эпилептиформная активность в виде очаговых изменений или генерализованных разрядов как в фоновой записи, так и при нагрузках (фотостимуляция, гипервентиляция). При этом эпилептиформные изменения на ЭЭГ клинически не манифестируют в виде эпилептических приступов, т. е. являются субклиническим признаком. Установлено также, что среди детей с доброкачественной эпилептиформной активностью на ЭЭГ, не имеющих эпилептических приступов, 25% предъявляют жалобы на частые эпизодические головные боли [5]. При выявлении эпилептиформной активности у пациентов с мигренью в качестве средства профилактической терапии могут рассматриваться препараты из группы антиконвульсантов.

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ).

Данные УЗДГ позволяют судить о состоянии церебральной гемодинамики, в частности венозной. Нарушения венозного церебрального кровотока влияют на течение головных болей. Подтверждением служит высокая частота нарушений венозной церебральной гемодинамики у детей с первичными головными болями. Так, при сравнении 2 групп детей — с головными болями и контрольной (дети, не предъявлявшие жалоб) — признаки венозных нарушений различной степени выраженности определялись у 86% пациентов с головными болями и лишь у 7% — в группе контроля. Кроме того, значительная венозная дисфункция при мигрени с аурой обнаружена у 87% больных, а при мигрени без ауры — только у 14%. Приступы мигрени с аурой имеют более тяжелое течение. Вероятно, именно поэтому степень венозных нарушений влияет на клиническую тяжесть приступа головной боли [6]. Для профилактики головных болей, сопровождающихся нарушениями церебральной венозной гемодинамики, целесообразно назначение венотонизирующих препаратов.

Консультация окулиста позволяет оценить не только остроту зрения, но и состояние глазного дна для исключения внутричерепной гипертензии. Нарушение или неправильная коррекция зрения у детей становятся еще одной из причин упорной головной боли. У некоторых детей школьного возраста головная боль возникает на последних уроках, носит стягивающий, сдавливающий характер, локализуется в лобной области с двух сторон, реже — в виде обруча. В ее основе — длительное неестественное положение головы (запрокинута или опущена) в сочетании с напряжением наружных глазных мышц при нарушениях зрения (близорукости, дальнозоркости, астигматизме). От головной боли ребенка избавят хорошо подобранные очки, удобная подставка под книгу. Длительное напряжение зрения таким детям противопоказано.

Мигрень у детей и подростков.

Мигрень — хроническое заболевание с периодически повторяющимися приступами интенсивной головнойболи пульсирующего характера, локализующейся преимущественно в одной половине головы, глазнично-лобно-височной области, усиливающейся при обычной физической активности и сопровождающейся тошнотой, иногда — рвотой, плохой переносимостью яркого света и громких звуков, постприступной вялостью и сонливостью. Длительность приступов — от 4 до 72 ч. У детей младшего возраста мигренозные боли часто имеют двусторонний характер; односторонний паттерн боли, свойственный взрослому возрасту, обычно появляется в подростковом или юношеском возрасте. Распространенность мигрени в возрасте до 7 лет составляет 2,5% (половые различия отсутствуют), с 7 летдо пубертатного периода — 5% (у девочек чаще; соотношение по полу 3:2), в постпубертатном периоде — 5%у юношей и 10% у девушек [7]. Известно, что распространенность мигрени наиболее высока среди девушекв постпубертатном периоде по сравнению с юношамитого же возраста и детьми обоих полов в препубертатномпериоде. Это связано с тем, что гормональные измененияво время менструального цикла могут провоцироватьприступы мигрени.Вероятно, мигрень встречается у детей дошкольного возраста чаще, чем регистрируется. Симптомы заболеванияв этом возрасте могут быть атипичными, что не позволяет диагностировать мигрень своевременно.

Предшественники мигрени в раннем возрасте

Абдоминальная форма— проявляется повторяющимися пароксизмами тупых болей в животе, локализацией

по средней линии преимущественно вокруг пупка,умеренной или выраженной интенсивности, продолжительностью от 1 до 72 ч; сопровождаются анорексией,бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой; возможны диарея, похолодание и ощущение покалывания в конечностях. При впервые возникшем приступеважно исключить гастроэнтерологическую патологиюи инфекции. Дифференциальный диагноз также проводят с приступами эпилептической природы.

Доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста характеризуется многократными кратковременными (от нескольких минутдо нескольких часов), внезапно возникающими и также внезапно проходящими эпизодами интенсивногоголовокружения, часто сочетающимися с нистагмом,рвотой, в некоторых случаях — пульсирующей головной болью. В межприступном периоде исследовании неврологического статуса, вестибулярной функциии аудиометрии данные ЭЭГ не выявляют патологии.

Синдром циклической рвоты — патологическое состояние, при котором у ребенка отмечалось не менее5 дискретных приступов рвоты, каждый из которыхсопровождался более чем 4 эпизодами рвоты в течение 1 ч. В типичных случаях наблюдается не более2 эпизодов за неделю. Средняя продолжительностьприступа от 1 до 48 ч, но он может длиться до 5 дней.В межприступном периоде какие-либо жалобы отсутствуют. Длительность межприступных промежутковразлична, в среднем — каждые 2–4 недели. Приобследовании очевидной причины рвоты не выявляется. Дополнительным критерием диагноза считаютналичие случаев мигрени или циклической рвотыв семье. Приступы рвоты могут сочетаться с тошнотой,болью в животе, головной болью, неприятными ощущениями во время движений, повышенной чувствительностью к свету и шуму.

Как и у взрослых, приступы мигрени у детей и подростков могут провоцировать такие факторы (триггеры), какстресс, переутомление, физическая нагрузка, нарушениярежима питания и сна, снижение уровня эстрогеновв предменструальном периоде. С точки зрения профилактики головных болей эти факторы делят (классифицируют) на модифицируемые и не поддающиеся изменениям.

Наиболее распространенные триггеры приступовмигрени перечислены в табл. 2.

Не каждый пациент с мигренью в одинаковой степениподвержен воздействию триггеров, поэтому лучшим способом определения конкретной роли различных провоцирующих факторов будет ведение пациентом дневника(табл. 3), в котором отражается такая информация, какпродолжительность головной боли, употреблявшиесяперед ней продукты, стрессовые или какие-либо значимые события, произошедшие накануне.

 

Профилактическая терапия мигрени.

Профилактическую терапию начинают с немедикаментозных подходов,включающих рекомендации по режиму дня, измененияв диете, обучение методам релаксации.Контроль стрессорного состояния и устранение другихмодифицируемых провоцирующих факторов (см. табл. 2)должны стать первым шагом в профилактике приступовголовной боли. Одним из основных триггеров у детейявляется стресс, значение которого часто недооценивается. К значимым стрессовым воздействиям относятся: длительное заболевание кого-либо из близких родственников, конфликты и развод родителей, трудностивзаимоотношений с другими членами семьи, боязнь неудач в школе, страх перед учителями, а также поведениеодноклассников, которые дразнят и запугивают ребенка.Приступы мигрени могут возникать в период стресса или,чаще, в период релаксации после стресса. Если провоцирующим фактором является стресс, то приступы у ребенка отмечаются в школе или при возвращении из школыдомой. Приступы крайне редко наблюдаются при утреннемпробуждении. Мигрень с одинаковой частотой встречаетсякак у вялых, инертных, так и активных, подвижных детей.

Риск рецидивов приступов удается снизить с помощьюследующих приемов:соблюдение постоянного режима питания с употреблением достаточного количества жидкости (4–8 стаканов в день) и регулярным приемом пищи;отказ от продуктов или их компонентов, которыепровоцируют головную боль, таких как кофеин, присутствующий в напитках типа колы. В отношении такихпродуктов, как сыр, темный шоколад, какао, орехи,рекомендуется разумное ограничение употребления, но не полный отказ;полноценный сон. Регулярно ложиться спать в однои то же время; продолжительность ночного сна не менее 8–10 чсоблюдение режима дня со сбалансированным чередованием школьных занятий, отдыха, спорта и двигательной активности с исключением перегрузоки стрессовых ситуаций;регулярные занятия физической культурой с умеренными нагрузками способствуют уменьшению частотыи интенсивности головных болей. Однако в случае уженачавшегося приступа мигрени физические упражнения приводят к усилению боли;избегать длительного пребывания перед экраномтелевизора или компьютера; способствовать формированию у ребенка положительной самооценки, несмотря на наличие головныхболей. Обеспокоенность и тревоги родителей не должны приводить к тому, чтобы ребенок стал ощущатьсебя беспомощным, больным, неспособным вестинормальный образ жизни. Родители должны не ограничивать, а максимально поощрять различные видыактивности ребенка, обычные для его возраста;проинформировать школьных педагогов о том, чторебенок страдает головными болями и получаетпо этому поводу лечение. Одна из важных рекомендаций — индивидуальное планирование учебных нагрузок во избежание переутомления и предоставлениеребенку возможности пропустить урок или день занятий в школе при плохом самочувствии;обратить особое внимание, если у ребенка с головными болями появились повышенная тревожностьи подавленное настроение, немедленно проконсультироваться по этому поводу со специалистом;вестидневник самочувствия, в котором фиксируютсядни и время возникновения головной боли, предшествовавшие события или факторы, способные ееспровоцировать, продолжительность головной болии другие особенности;наблюдение врачом в динамике и точное выполнениеего рекомендаций. 

Вещества, входящие в состав пищевых продуктов в качестве вкусовых добавок и консервантов, обычно содер-жатся в низких концентрациях и вызывают побочныеэффекты только у пациентов с мигренью и лиц пред-расположенных к ней. Нитриты, содержащиеся в такихмясных изделиях, как ветчина, салями, хот-доги; глутаматнатрия, используемый преимущественно в китайской кухне, являются мощными вазодилататорами и способныв течение 20 мин после их употребления вызвать диффузную, пульсирующую головную боль. Только полноеисключение из рациона продуктов, содержащих данныепищевые добавки, способно предотвратить развитиеголовной боли у предрасположенных лиц.Практически у всех пациентов с мигренью отмечаетсяулучшение в результате применения поведенческих стратегий (или так называемых биоповеденческих методов),таких как контроль стресса, гигиена сна, физическиеупражнения, модификация диеты. «Гигиена сна» особеннопоказана подросткам с частыми приступами мигрени.Так, свойственная подросткам хаотичность режима сна,поздний подъем с постели по выходным дням и последующее раннее пробуждение перед школой создают условиядля «мигрени в понедельник утром». 

Когнитивные и поведенческие методы (например, биологическая обратная связь — БОС) или методы релаксации(пассивная релаксация, аутогенные тренировки, самовнушение и др.) часто оказываются достаточно эффективными, «вооружая» пациентов приемами, позволяющимиим справляться с рецидивирующими болями.Тренировки с использованием БОС вполне доступныдля пациентов детского и подросткового возраста. Прилечении мигрени наиболее эффективным считается температурный БОС-тренинг. Известно, что реакция стресса сопровождается централизацией кровообращения,«перекачиванием» крови к жизненно важным органам,повышением артериального давления (АД), ускорени-ем кровотока, снижением притока крови к конечностями спазмом периферических сосудов. Таким образом,охлаждение рук — сигнал начала стресса, а навык произвольного контроля температуры кончиков пальцевконечностей — эффективный способ расширить сосуды конечностей, снизить АД, повысить периферическоесопротивление и тем самым предотвратить развитиепсихоэмоционального напряжения, либо снизить его уровень. Тренировка повышения температуры рук способствует снижению симпатической активации и вызываетфизиологические сдвиги, которые могут оборвать начавшийся болевой приступ [8]. 

Хотя немедикаментозное лечение дает благоприятныерезультаты у пациентов с мигренью, большинству из нихтакже требуется фармакотерапия. Сочетание медикаментозных и немедикаментозных методов профилактики наиболее эффективно. Фармакотерапия проводитсяв двух основных направлениях: купирующая терапия приприступе и профилактическая (симптоматическая), предполагающая курс лечения с ежедневным приемом препаратов с целью уменьшения частоты приступов.

Симптоматическую терапию за редким исключениемпроводят с помощью разных групп препаратов (табл. 4).

 

Лечение приступов мигрени подробно описано в литературе [1, 3, 7]. Профилактическая лекарственная терапияпоказана при частых, тяжелых и затяжных приступах (трии более дней за месяц), сопровождающихся существенным нарушением самочувствия и ограничением повседневной активности пациента. В качестве показания дляпроведения профилактического лечения рассматривается пропуск занятий в школе несколько раз за месяц.В соответствии с международными рекомендациями,разработанными ведущими специалистами, в межприступном периоде детям и подросткам с мигреньюс профилактической целью назначают курсы терапииодним из препаратов, относящихся к различным фармакологическим группам: бета-блокаторы, блокаторыкальциевых каналов, ципрогептадин, антидепрессанты.Известно об эффективности профилактической терапиимигрени у детей и подростков некоторыми антиконвульсантами: вальпроатами, топираматом, леветирацетамом,габапентином. 

Бета-блокаторы. Прием пропранолола приводит к снижению частоты приступов, по крайней мере, в два разау 80% больных. Возможно, профилактический эффектсвязан с центральным механизмом действия препарата,а не с блокадой бета-адренорецепторов. У детей пропранолол обычно назначается в дозе 2 мг/кг в день(суточная доза делится на 3 приема). Так как дозозависимыми побочными эффектами являются астенияи снижение настроения, а профилактический эффектможет наблюдаться уже при приеме низких доз пропранолола, рекомендуется начинать терапию с дозы 1 мг/кгв день. Препарат противопоказан больным бронхиальной астмой, так как может провоцировать ее приступы.Такие побочные эффекты, как гипотензия и брадикардия,практически не наблюдаются у детей, у которых отсутствует патология сердечно-сосудистой системы. Послеопределения поддерживающей дозы можно использовать пролонгированные препараты. Толерантность к пропранололу не формируется. Однако при резкой отменепрепарата после 6–12 месяцев терапии у некоторыхбольных повышается частота приступов. У других пациентов после отмены препарата сохраняется благоприятныйэффект, достигнутый в процессе лечения. Некоторыепациенты лучше переносят надолол или атенолол, применение которых реже сопровождается такими побочнымиэффектами, как астения или нарушения сна (бессонница,беспокойный сон). 

Блокаторы кальциевых каналов. В профилактическойтерапии мигрени используются циннаризин, верапамил,нифедипин, нимодипин. Они обладают способностьюуменьшать сопротивление резистентных сосудов (арте-риол) мозга за счет снижения тонуса их гладкой мускулатуры, уменьшения реакции на биогенные сосудосуживающие вещества (адреналин, норадреналин, брадикинин).Вазодилатирующий эффект объясняется снижением поступления кальция в гладкие мышцы сосудов. Действиеблокаторов кальциевых каналов в профилактике мигренисвязывают с их способностью предотвращать гипоксиюнейронов, сокращение гладкой мускулатуры церебральных сосудов, ингибировать кальций-зависимые ферменты, участвующие в синтезе простагландинов, предотвращая нейрогенное воспаление. Кроме того, вероятно ихантагонистическое действие к серотониновым и дофаминовым рецепторам. Побочные эффекты встречаютсяредко при сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваниях (артериальная гипотензия, брадикардия, головокружение, тошнота), возможны запоры. 

Антигистаминный препарат ципрогептадин блокируетH1 рецепторы, но вместе с тем относится к средствамсантисеротониновым действием (уменьшает спазмогенные и другие эффекты, вызываемые серотонином). Крометого, имеет антихолинергическое действие и являетсяблокатором кальциевых каналов. Ципрогептадин предпочтителен для пациентов, у которых частые приступымигрени сочетаются с атопической аллергией или синуситами. К побочным эффектам относятся увеличение весаи сонливость. С учетом седативного действия в началелечения прием препарата рекомендуется в вечернеевремя, после еды. 

Антидепрессанты. Влияют на обмен серотонина, норадреналина и дофамина. Противоболевой эффект препаратов этой группы связан, прежде всего, с их серотонинергическим действием (развивается раньше по времени,чем антидепрессантное) и обусловлен модуляцией активности серотонинергических рецепторов в ЦНС. До конца механизм влияния антидепрессантов при мигренине ясен, но известно, что эффективность не зависит от ихпсихотропного действия. Одним из наиболее эффективных антидепрессантов, используемых для профилактикимигрени и относящихся к препаратам первой линии,является амитриптилин, который блокирует обратныйзахват серотонина и норадреналина в ЦНС, обладаетантагонизмом к 5НТ2-рецепторам. Возможны побочныеэффекты — сухость во рту, увеличение веса, сонливость,головокружение, запоры, тахикардия. 

Антиконвульсанты. В профилактической терапии мигрениу детей и подростков подтверждена эффективность антиконвульсантов, в частности вальпроатов и топирамата[9]. Механизмы действия антиконвульсантов при мигрениокончательно не выяснены, среди возможных — влияниена ноцицепцию путем модуляции гамма-аминомаслянойкислоты (ГАМК) и/или глутаматергической трансмиссии,усиление ГАМК-ергического торможения, уменьшениеактивности натриевых ионных каналов (стабилизациянейрональных мембран), модуляция активности кальциевых ионных каналов. Терапевтическое действие антиконвульсантов, таким образом, заключается в воздействиина ионные каналы и биохимической модуляции нейрональной возбудимости, а также прямом воздействиина ноцицептивные системы. Антиконвульсанты в настоящее время рассматриваются как наиболее перспективные средства профилактической терапии.

Головные боли напряжения

ГБН — легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего или давящего характера,которая может продолжаться от 30 мин до несколькихдней. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активностии не сопровождается тошнотой и рвотой. Выделяют эпизодическую и хроническую формы ГБН.Во взрослом возрасте ГБН выступает в качестве самойчастой формы первичной головной боли, причем у поло-вины пациентов с хроническими ГБН дебют заболеваниянаблюдался в детском возрасте. Между тем у детей ГБНостаются недостаточно изученной проблемой, что связано с относительно малой тяжестью ихклинических проявлений и незначительным влиянием на качество жизнипациентов. Хотяраспространенность ГБН в детском возрасте не уступает и даже может превышать таковую примигрени, ее показатели остаются недооцененными. Этосвязано с тем, что во многих случаях родители стремятсяустранить ГБН без участия врача, а сами пациенты могутигнорировать боли из-за их малой интенсивности. ГБНв отличие от мигрени не сопровождаются такими вызывающими опасения у родителей симптомами, как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, и практически не ограничивают повседневную активность детей.

Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головнаяболь мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о патогенетических механизмах ГБН. ГБН провоцируются хроническимипсихоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями, которые приводят к неконтролируемым мышечным «зажимам», тоническому напряжениюперикраниальных мышц (лобных, височных, затылочных)как универсальной реакции защиты на действие хронического стресса. К этому же приводят долгая работа в статических, неудобных, нефизиологических позах (работаза столом, за компьютером с избыточным напряжениеммышц шеи, спины, глаз), а также неудобное положениеголовы во время сна. Часто в семейном анамнезе этихбольных встречаются аналогичные головные боли у родственников.

Приступу головной боли обычно предшествует утомление, напряжение, стрессовая ситуация. Длительностьприступа боли — от 30 мин до нескольких часов (возможна продолжительность приступа в течение всегодня). Приступный период может продолжаться в течениенескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. В зависимости от частотыприступов ГБН условно делятся на эпизодические (реже15 дней в месяц) и хронические (чаще 15 дней в месяц).Боль описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висковили затылка и шеи, затем может становиться диффузнойи описывается как ощущение сжатия головы обручем,каской или тесной шапкой. Хотя боль обычно бываетдвусторонней и диффузной, локализация ее наибольшейинтенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Обычно больпоявляется при пробуждении и продолжается в течениевсего дня, не усиливаясь при обычной ежедневной физической нагрузке. Большинство детей описывают волнообразное течение, длительные периоды ежедневныхболей, чередующиеся с кратковременными ремиссиями.Транзиторные неврологические симптомы не характерны. У многих пациентов повышен уровень тревожностии наблюдается склонность к депрессии.

Лечение. Не всегда у ребенка с ГБН сразу удается выявитьхроническую стрессовую ситуацию. Но если она обнаружена (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе), то лечение головной боли должноначинаться с устранения или минимизации воздействиястрессовой ситуации. Хроническая ГБН не лишает пациентов возможности повседневной активности, но приносит им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувствоусталости, разбитости. Оптимальный подход к лечениюданной формы головной боли будет заключаться в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферуи хроническое мышечное напряжение.

Важно сочетать лекарственную терапию с немедикаментозным лечением (физиотерапия, массаж, плавание,оптимизация режима дня и др.). Поскольку к ГБН можетпривести неправильное положение головы во времяночного сна, пациентам следует обратить внимание на «удобство» своих подушек и постели. Хороший миорелаксирующий и антистрессовый эффект оказывают хвойныеванны, которые принимают вечером перед сном.

При ГБН эффективен электромиографический БОС фронтальной мышечной группы [8]. Стрессовая ситуацияили угроза ее возникновения связана с повышениеммышечного тонуса, возрастанием электрической актив-ности мышечной ткани, которая может быть отраженас помощью электромиограммы. Мышечная активностьизменяется в широких пределах, но человек осознаеттолько мышечное напряжение, связанное с движением,а высокий мышечный тонус, вызванный психоэмоциональным напряжением, часто остается ниже порога вос-приятия. Предоставление пациенту информации об электрической активности мышечных волокон позволяет емудобиться состояния релаксации (улучшение психическогосостояния) при одновременном снижении сопутствующихстрессу высоких показателей ЧСС, АД, ритма дыхания.Особенно эффективным электромиографическим БОС-тренингом при состояниях психоэмоционального напряжения является биоуправление по миограмме фронтальных мышц, которые в меньшей степени, чем другиемышечные группы, находятся под контролем сознания.Однако ряд исследователей опровергает прямую зависимость повышенного тонуса фронтальной мышечнойгруппы и интенсивности головной боли. Лабораторныеисследования [10] показали, что не всегда боль начинается сразу, в момент напряжения мышц, и проходитпосле расслабления. Связь может быть более сложнойи продолжительной во времени. Даже незначительноемышечное напряжение, не выходящее за рамки обычных колебаний, может способствовать высвобождениюбиологически активных веществ, что приводит к усилению головных болей. По данным исследователей, соче-тание температурного и миографическогобиоуправления с психотерапевтическими методами (прогрессивнаямышечная релаксация, систематическая десенситизация и др.) при лечении головных болей напряжения,а также мигрени, значительно повышают эффективностьвоздействия [8].

Лекарственные препараты при эпизодической ГБНиспользуются однократно или коротким курсом; недо-пустимо злоупотребление анальгетиками. У многих детейи подростков с хроническими ГБН, принимавших дообращения к врачу несколько видов анальгетиков (безвидимого эффекта), могут наблюдаться боли, связанные с обратным эффектом обезболивающих препаратов.Применение более сильных анальгетиков или их комбинации с мышечными релаксантами значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательныесимптомы со стороны желудочно-кишечного тракта.

При хронических ГБН большое значение приобретаетпрофилактическая терапия, например курсы амитрипти-лина — антидепрессанта с анальгезирующим эффектом.Рекомендуется начинать лечение с малых доз (10–25 мг)перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко. Для профилактических курсов ГБН применяюттакже антиконвульсанты. Для снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначают миорелаксанты (толперизон, тизанидин).

Как у детей с мигренью, так и с ГБН, нередко встречаются проявления церебрастенического синдрома,одним из основных признаков которого считается такназываемая «раздражительная слабость». К числу при-чинцеребрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенныесоматические заболевания, черепно-мозговые травмы,нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительностьв мышлении и движениях, даже при незначительныхнервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение настроения.Истощаемость внимания и мышления сопровождаютсядовольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередкоотмечается снижение памяти. Утомляемость может бытьвыражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность,готовность к аффективным вспышкам, недостаточнаякритичность. Главное, о чем должны помнить взрослые:эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и бороться с этими качествами. Симптомы церебрастении утяжеляют течениеголовных болей.

Дополнительное направление терапии мигрени и ГБНу детей и подростков — назначение препаратов мета-болического действия, которые улучшают обменныепроцессы в головном мозге, повышают устойчивостьнервной системы к нагрузкам, имеют антиастеническоедействие и улучшают состояние когнитивных функций.К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], а такженоотропные средства, в частности Актовегин (оказывает комплексное метаболическое действие, связанноес входящими в его состав олигопептидами, нуклеозидами, аминокислотами, микро- и макроэлементами, жирными кислотами, олигосахаридами).

Литература:

Hershey A. D., Powers S. W., Winner P., Kabbouche M. A. Pediatric Headaches in Clinical Practice. — London: Wiley-Blackwell, 2009. — 223 p. World Health Organization (2000). Headache disorders andpublic health / Education and management implications. — Geneva:WHO, 2004. — 11 p. Неврология для врачей общей практики / под ред.A. M. Вейна. — М.: Эйдос Медиа, 2001. — 502 с. Нестеровский Ю. Е. Дифференцированная диагностика и лечение первичных головных болей детского возраста. Современныеаспекты. Автореф. дис. … канд. мед. наук. — М.: РГМУ, 2006. — 32 с. Ноговицын В. Ю., Нестеровский Ю. Е., Осипова Г. Н. и др.Полиморфизм электроэнцефалографического паттерна доброкачественных эпилептиформных нарушений в детстве // Журн.неврологии и психиатрии. — 2004; 104 (10): 48–56. Нестеровский Ю. Е., Петрухин А. С., Горюнова А. В. Дифференциальная диагностика и лечение головных болей детского возраста с учетом состояния церебральной гемодинамики // Журн. неврологии и психиатрии. — 2007;107 (1): 11–15. Феничел Д. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики / пер. с англ. под ред. Н. Н. Заваденко. — М.:Медицина, 2004. — 636 с. Штарк М. Б., Павленко С. С., Скок А. Б., Шубина О. С. Биоуправление в клинической практике // Неврологический журнал. — 2000; 4: 52–56. Bakola E., Skapinakis P., Tzoufi M. et al. Anticonvulsant drugsfor pediatric migraine prevention: an evidence-based review //Eur. J. Pain. — 2009; 13: 893–901. Шерман И. Р., Еванс С., Арена Д. Временная зависимостьмежду болевым синдромом и мышечным напряжением: новыенаправления в лечении биологической обратной связью //Биоуправление. — 1993; 3: 109–114. Подготовлено:  09.08.2022, врач-невролог Каримов А.Д.

 

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Калининграде с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *