05.11.2023

Нужны ли на тульских дорогах мемориалы в местах смертельных аварий?

«Поначалу, когда я только начинал водить, памятники у дорог, венки на деревьях меня не то,

Фото: ИА Тульская пресса Тульские дорожники разъяснили, законно ли устанавливать памятники на обочинах дорог

«Поначалу, когда я только начинал водить, памятники у дорог, венки на деревьях меня не то, что пугали — скорее настораживали. Не скажу, что было неприятно, но я всегда старался отвести взгляд, поскорее проехать мимо. Сейчас к таким вещам я отношусь спокойно (но не поддерживаю). Даже задумываюсь — вот здесь-то была авария, где погибли люди, и сбрасываю скорость», — рассказал «Тульской прессе» водитель с десятилетним стажем.

Другой собеседник — часто бывающая в разъездах волонтер из Тульской области — категорично заявила, что нельзя дороги превращать в кладбища.

Практически на любой дороге в Тульской области, на обочине можно увидеть несколько десятков памятников погибшим в авариях. Все это — вместе с крестами и венками на деревьях — кенотафы, то есть пустые могилы, в которых никто не похоронен. Таким образом близкие погибшего увековечивают место смерти. Памятники установлены самовольно, часто отвлекают водителей, но взять и убрать их с обочины никто не решается.

Трасса «Тула-Новомосковск», неподалеку от поворота на Петелино

Большинство автомобилисты избегают разговоров о памятниках на местах ДТП. Может, их смущает сама тема смерти, а может — это нежелание включаться в дискуссию.

Поселок Волово, рядом с въездной стелой

В 2015 году на рассмотрение в Государственную Думу внесли законопроект, запрещающий размещение и установку венков, мемориалов, прочей похоронной атрибутики рядом с автомобильными дорогами.

«В России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнут десятки тысяч людей. И многие сочувствующие, в основном это друзья, считают своим долгом отметить место аварии искусственными цветами, похоронными венками, памятниками, импровизированными могилками с оградами», — заявлял «Российской газете» один из авторов законопроекта, тогда еще депутат Госдумы от ЛДПР Валерий Селезнев. Он также подчеркивал, что «могилы-обманки» вдоль дорог противоречат традициям.

Идея запретить установку мемориалов вдоль автомобильных дорог до этого возникала и у тульских депутатов.

Резонансный законопроект так и не нашел поддержки. Те, кто был против, объяснили, что, увидев памятник или просто венок, водители сбрасывают скорость, становятся собраннее.

Однако утверждать, что такие могилы являются «оберегом» от аварий, нельзя. Возьмем за пример трассу «Тула-Новомосковск», вдоль которой можно насчитать с два десятка памятников и венков. Многие из них были установлены в «нулевые»: на выгоревших от солнца табличках уже с трудом читаются имена. Помогают ли они избежать новых жертв? Увы.

Трасса «Тула-Новомосковск», поворот на Фатеево

Из собственных наблюдений скажем, что чаще всего памятники стоят на оживленных междугородних трассах. В черте населенных пунктов — венки или искусственные цветы (и то, если их не уберут муниципальные службы).

Священнослужители считают, что духовного смысла в том, чтобы обозначать место гибели человека, нет. Но и против они тоже не выступают: памятники и кресты напоминают людям о необходимости быть внимательнее и осторожнее.

«Ставить в местах смертельных аварий памятники или кресты никем не принуждается. С другой стороны, это напоминание автомобилистам, что на дороге нужно быть аккуратнее, иначе произойдет трагедия.

Киреевский район, неподалеку от деревни Дмитриевка

Церковь в этом вопросе не выступает ни за, ни против. В аварии у кого-то погиб близкий, любимый человек: он ищет утешения, хочет увековечить его память.

Установить на это категорический запрет мы не можем, это не удел церкви», — рассказал «Тульской прессе» руководитель пресс-службы Тульской Епархии, протоирей Максим Троеглазов.

Он также напомнил о старой традиции, которая берет начало еще в Византии, устанавливать на местах сражений или гибели людей мемориалы — кенотафы. Чтобы другие могли почтить память погибших.

Другое мнение — у дорожных служб.

«Размещение памятников и мемориалов в границах полос отвода автодорог не допускается.

Согласно требованиям п. 4.2 ГОСТ Р 52289-2019 “Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств” в полосе отвода дороги, в том числе на разделительной полосе и обочинах, не допускается размещать посторонние предметы, не являющиеся элементами обустройства и не имеющие отношения к организации движения», — ответили на наш запрос в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

На вопрос о том, что делают с мемориалами во время ремонта дорог, собеседник «Тульской прессы» в одной из дорожных служб ответил, что каждый случай индивидуален. Если памятник не мешает ремонту или движению, то его оставляют на месте.

И все же, вопрос о том, нужно ли выделять место смертельного ДТП, неоднозначный. А как к этому относитесь вы, уважаемые читатели? Пишите в комментариях.

Последние новости

На развитие парков Тулы выделено 300 млн рублей

Самые масштабные работы по благоустройству тульских парков в 2024 году запланированы в Рогожинском.

Инфаркт: бесценные минуты до больницы

На данный момент после осмотра мы снимаем электрокардиограмму для того, чтобы подтвердить или опровергнуть сердечную патологию.

30 человек пострадали в ДТП на дорогах Тульской области

Тульский Центр медицины катастроф опубликовал статистику о работе за минувшую неделю.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *