Защитник, спасатель, труженик

Автор: Ульяна ПАНИНА Фото: архив Всё это о нём, о единственном виде общественного транспорта в военной Туле, – о трамвае.


Автор:  Ульяна ПАНИНА

Фото:  архив

Всё это о нём, о единственном виде общественного транспорта в военной Туле, – о трамвае.

Понятно, что с началом войны всё, что только можно было, мобилизовали на нужды фронта. Даже гужевой транспорт, не говоря уж об автомобилях, стал редкостью чрезвычайной. А трамваи в количестве 74 вагонов остались, продолжали свою работу по перевозке пассажиров – в основном доставляли рабочих на тульские заводы.

Мужчины в большинстве ушли на фронт. Немногочисленные представители сильного пола трудились в основном в депо, а вагоновожатыми и кондукторами были женщины. Кстати, основной задачей кондукторов была вовсе не продажа билетов, а притормаживание на спуске с помощью установленного в конце вагона тормозного крана, а ещё – очистка замерзающих вагонных стекол, расчистка путей, ведь зима 1941–1942 годов, по свидетельствам очевидцев, выдалась на редкость холодной и снежной. Ну и помощь при погрузке-разгрузке. Если прибавить к этому 12-часовой рабочий день, военную дисциплину и величайшую ответственность, становится понятно, какой огромный груз лёг на хрупкие женские плечи.

Но чем ближе враг подступал к Туле, тем больше функций выполнял трамвай. Силами работников Тульского трамвайного треста были оборудованы, в том числе и лежачими местами, четыре трёхвагонных санитарных состава – они принимали раненых в Алексинском тупике Курского (сейчас – Московского) вокзала и развозили их по госпиталям. К одному из них, расположенному в школе № 12 по ул. Ленина (в настоящее время – областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования), пришлось проложить небольшую тупиковую ветку, остальные госпитали размещались на центральных улицах вблизи от трамвайных путей.

В дни обороны Тулы на передовую ходил трамвай-бронепоезд. Воспоминания работавшей на нём бесстрашной вагоновожатой Анны Романовой приводит в своей книге «Главный транспорт Тулы» краевед Владимир Щербаков:

«Мой трамвай превратился в настоящий бронепоезд. Кабина была обшита пуленепробиваемыми листами металла, а окна вагона заложены мешками с песком. Тогда мы возили оружие и боеприпасы для бойцов Тульского рабочего полка…»

Чем ближе подходили гитлеровцы, тем более напряженным и даже опасным становился труд трамвайщиков. Известно, что вагоновожатому и кондуктору категорически запрещалось оставлять транспортное средство во время бомбёжек и артобстрелов – приходилось прятаться под вагонами.

В конце октября в городе началось сооружение оборонительных укреплений. Трамвайщики не остались в стороне от этой работы. Из старых, отслуживших свой век рельсов в мастерских треста изготовлялись противотанковые «ежи». При этом в осаждённом городе категорически запрещалось разбирать для этих целей рабочие пути. Так, в книге «50 дней мужества» автор Александр Елькин приводит эпизод осмотра противотанковых сооружений председателем городского комитета обороны В.Г. Жаворонковым. «Рельсы не трогайте, – предупредил тогда Василий Гаврилович. – На них «ежи» поставьте. Трамвай нам пригодится».

И всё-таки в суровые ноябрьские дни 1941 года трамваи использовались в качестве заграждений. Сошедший с рельсов трамвай на ул. Коммунаров (в настоящее время – проспект Ленина) стал основой для баррикады, в начале и конце улицы Технической (ул. Вересаева), ведущей к вокзалу, в качестве заграждений было установлено шесть вагонов, перед которыми вырыли котлованы. Город готовился защищаться до последнего, и трамвай играл в этом важнейшую роль.

Впрочем, это не означало, что трамвайный парк не берегли. Берегли, и ещё как! Дабы избежать повреждения вагонов при артобстрелах и бомбёжках, трамваи не оставляли в депо, а рассредотачивали по городу, в том числе размещали на предприятиях.

Но беда пришла откуда не ждали. 26 ноября прекратилась подача электричества в Тулу с Каширской ГРЭС – линия электропередачи неоднократно повреждалась при бомбёжках и в ходе боевых действий, затем территорию, по которой она проходила, на непродолжительное время занял враг. В осаждённом городе остановились многие производства, встали и трамваи. Однако продлился простой недолго – 5–6 декабря с началом контрнаступления гитлеровцев отогнали от Тулы. Почти сразу же городские власти предприняли все меры для возвращения к нормальной жизнедеятельности. Одной из первоочередных стало восстановление трамвайного движения.

Сделать это было непросто. «По официальным данным, – пишет В. Щербаков, – вследствие боевых действий в Туле пострадало 562 погонных метра трамвайного пути и 3600 метров контактной сети».

Особенно заметный ущерб трамвайному движению был причинён гитлеровцами в пос. Косая Гора во время двухмесячной оккупации посёлка и при отступлении. Но принятое городским Советом депутатов Тулы решение о восстановлении связи с городом – а трамвай был единственным доступным транспортом – было достаточно жёстким: движение трамваев на этом участке было решено возобновить до 31 января 1942 года. В самой Туле работа единственного вида общественного транспорта была восстановлена в кратчайшие сроки ценой колоссальных усилий – до конца 1941 года в городе уже действовали 2-й и 3-й трамвайные маршруты. Восстанавливать разрушенное хозяйство трамвайщикам помогали военнослужащие сил местной противовоздушной обороны. И конечно, тульские заводы. В основном трамвайное хозяйство города было восстановлено к июню 1942 года. Но стратегическая ценность электротранспорта в Туле сохранялась практически до конца войны.

Сразу же после снятия осады было принято решение о строительстве сети грузовых трамвайных линий – грузовые трамваи везли зерно на мельницы, муку на хлебозаводы, уголь, бывший тогда основным видом топлива, на заводы, в госпитали, детские сады, школы, на предприятия банно-прачечного треста. Уголь поступал в город с шахты в деревне Рвы – с ней Тулу связывала самая протяжённая трамвайная линия, проходившая через посёлок Косая Гора. Ежедневно с рвовской шахты в город доставлялось по 240 тонн угля. Прав был Василий Гаврилович Жаворонков: трамвай Туле не то что пригодился – он был незаменим в работе ради Победы, он нужен тулякам и сегодня.

– В открывшемся в начале декабря нынешнего юбилейного года Музее обороны Тулы трамвай занял своё почётное место, –заметил директор МКП «Тулгорэлектротранс» Антон Черных. – Сейчас, когда тех, кто работал в эти годы, кто помогал защитникам города и доставлял стратегически значимые грузы на предприятия, с нами уже нет, очень важно сохранить память о подвиге тульского трамвая, о самоотверженности и героизме людей, которые работали в Тульском трамвайном тресте.

Последние новости

Росгвардия изъяла 30 единиц оружия в Тульской области за неделю

Сотрудники Росгвардии за прошедшую неделю изъяли у жителей Тульской области 30 единиц оружия.

В Тульской области ожидается гололедица

Госавтоинспекция предупреждает жителей Тульской области о возможном осложнении дорожно-транспортной обстановки в связи с гололедицей.

Житель Новомосковска пытался поджечь районный отдел полиции

В Новомосковске вечером 21 декабря 60-летний местный житель был задержан при попытке поджога районного отдела полиции.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Химках с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *