Защитник, спасатель, труженик

Автор: Ульяна ПАНИНА Фото: архив Всё это о нём, о единственном виде общественного транспорта в военной Туле, – о трамвае.


Автор:  Ульяна ПАНИНА

Фото:  архив

Всё это о нём, о единственном виде общественного транспорта в военной Туле, – о трамвае.

Понятно, что с началом войны всё, что только можно было, мобилизовали на нужды фронта. Даже гужевой транспорт, не говоря уж об автомобилях, стал редкостью чрезвычайной. А трамваи в количестве 74 вагонов остались, продолжали свою работу по перевозке пассажиров – в основном доставляли рабочих на тульские заводы.

Мужчины в большинстве ушли на фронт. Немногочисленные представители сильного пола трудились в основном в депо, а вагоновожатыми и кондукторами были женщины. Кстати, основной задачей кондукторов была вовсе не продажа билетов, а притормаживание на спуске с помощью установленного в конце вагона тормозного крана, а ещё – очистка замерзающих вагонных стекол, расчистка путей, ведь зима 1941–1942 годов, по свидетельствам очевидцев, выдалась на редкость холодной и снежной. Ну и помощь при погрузке-разгрузке. Если прибавить к этому 12-часовой рабочий день, военную дисциплину и величайшую ответственность, становится понятно, какой огромный груз лёг на хрупкие женские плечи.

Но чем ближе враг подступал к Туле, тем больше функций выполнял трамвай. Силами работников Тульского трамвайного треста были оборудованы, в том числе и лежачими местами, четыре трёхвагонных санитарных состава – они принимали раненых в Алексинском тупике Курского (сейчас – Московского) вокзала и развозили их по госпиталям. К одному из них, расположенному в школе № 12 по ул. Ленина (в настоящее время – областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования), пришлось проложить небольшую тупиковую ветку, остальные госпитали размещались на центральных улицах вблизи от трамвайных путей.

В дни обороны Тулы на передовую ходил трамвай-бронепоезд. Воспоминания работавшей на нём бесстрашной вагоновожатой Анны Романовой приводит в своей книге «Главный транспорт Тулы» краевед Владимир Щербаков:

«Мой трамвай превратился в настоящий бронепоезд. Кабина была обшита пуленепробиваемыми листами металла, а окна вагона заложены мешками с песком. Тогда мы возили оружие и боеприпасы для бойцов Тульского рабочего полка…»

Чем ближе подходили гитлеровцы, тем более напряженным и даже опасным становился труд трамвайщиков. Известно, что вагоновожатому и кондуктору категорически запрещалось оставлять транспортное средство во время бомбёжек и артобстрелов – приходилось прятаться под вагонами.

В конце октября в городе началось сооружение оборонительных укреплений. Трамвайщики не остались в стороне от этой работы. Из старых, отслуживших свой век рельсов в мастерских треста изготовлялись противотанковые «ежи». При этом в осаждённом городе категорически запрещалось разбирать для этих целей рабочие пути. Так, в книге «50 дней мужества» автор Александр Елькин приводит эпизод осмотра противотанковых сооружений председателем городского комитета обороны В.Г. Жаворонковым. «Рельсы не трогайте, – предупредил тогда Василий Гаврилович. – На них «ежи» поставьте. Трамвай нам пригодится».

И всё-таки в суровые ноябрьские дни 1941 года трамваи использовались в качестве заграждений. Сошедший с рельсов трамвай на ул. Коммунаров (в настоящее время – проспект Ленина) стал основой для баррикады, в начале и конце улицы Технической (ул. Вересаева), ведущей к вокзалу, в качестве заграждений было установлено шесть вагонов, перед которыми вырыли котлованы. Город готовился защищаться до последнего, и трамвай играл в этом важнейшую роль.

Впрочем, это не означало, что трамвайный парк не берегли. Берегли, и ещё как! Дабы избежать повреждения вагонов при артобстрелах и бомбёжках, трамваи не оставляли в депо, а рассредотачивали по городу, в том числе размещали на предприятиях.

Но беда пришла откуда не ждали. 26 ноября прекратилась подача электричества в Тулу с Каширской ГРЭС – линия электропередачи неоднократно повреждалась при бомбёжках и в ходе боевых действий, затем территорию, по которой она проходила, на непродолжительное время занял враг. В осаждённом городе остановились многие производства, встали и трамваи. Однако продлился простой недолго – 5–6 декабря с началом контрнаступления гитлеровцев отогнали от Тулы. Почти сразу же городские власти предприняли все меры для возвращения к нормальной жизнедеятельности. Одной из первоочередных стало восстановление трамвайного движения.

Сделать это было непросто. «По официальным данным, – пишет В. Щербаков, – вследствие боевых действий в Туле пострадало 562 погонных метра трамвайного пути и 3600 метров контактной сети».

Особенно заметный ущерб трамвайному движению был причинён гитлеровцами в пос. Косая Гора во время двухмесячной оккупации посёлка и при отступлении. Но принятое городским Советом депутатов Тулы решение о восстановлении связи с городом – а трамвай был единственным доступным транспортом – было достаточно жёстким: движение трамваев на этом участке было решено возобновить до 31 января 1942 года. В самой Туле работа единственного вида общественного транспорта была восстановлена в кратчайшие сроки ценой колоссальных усилий – до конца 1941 года в городе уже действовали 2-й и 3-й трамвайные маршруты. Восстанавливать разрушенное хозяйство трамвайщикам помогали военнослужащие сил местной противовоздушной обороны. И конечно, тульские заводы. В основном трамвайное хозяйство города было восстановлено к июню 1942 года. Но стратегическая ценность электротранспорта в Туле сохранялась практически до конца войны.

Сразу же после снятия осады было принято решение о строительстве сети грузовых трамвайных линий – грузовые трамваи везли зерно на мельницы, муку на хлебозаводы, уголь, бывший тогда основным видом топлива, на заводы, в госпитали, детские сады, школы, на предприятия банно-прачечного треста. Уголь поступал в город с шахты в деревне Рвы – с ней Тулу связывала самая протяжённая трамвайная линия, проходившая через посёлок Косая Гора. Ежедневно с рвовской шахты в город доставлялось по 240 тонн угля. Прав был Василий Гаврилович Жаворонков: трамвай Туле не то что пригодился – он был незаменим в работе ради Победы, он нужен тулякам и сегодня.

– В открывшемся в начале декабря нынешнего юбилейного года Музее обороны Тулы трамвай занял своё почётное место, –заметил директор МКП «Тулгорэлектротранс» Антон Черных. – Сейчас, когда тех, кто работал в эти годы, кто помогал защитникам города и доставлял стратегически значимые грузы на предприятия, с нами уже нет, очень важно сохранить память о подвиге тульского трамвая, о самоотверженности и героизме людей, которые работали в Тульском трамвайном тресте.

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Химках с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *