Разрешите учить учителю
Ни для кого не секрет, что уровень тревожности современных родителей растёт какими-то совсем неприличными темпами.
Ни для кого не секрет, что уровень тревожности современных родителей растёт какими-то совсем неприличными темпами. Внезапно выяснилось, что поколение, пролазившее всё детство по крышам гаражей и заброшенных строек, ходившее в школу с ключом на шее и бестрепетно переправ лявшее в дневниках тройки на пятёрки, получило какие-то психологические травмы и уж собственных-то детей намерено воспитывать принципиально иначе.
И понеслось: бассейн с трех месяцев, чтение с года, английский с трех лет, спорт, рисование, робототехника. В общем, строго по рецепту Агнии Львовны: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота»… Вроде ненаглядное чадо развито со всех сторон с ясельного возраста и можно расслабиться в ожидании Нобелевской премии. А потом начинаются школьные годы чудесные, и розовые очки разбиваются вдребезги, потому как «наши школы — что-то среднее между тюрьмой и казармой и совершенно не подходят талантливым деткам с тонкой душевной организацией». Последнее, если что — прямая цитата комментария на одном из популярных порталов по образовательной тематике. Количество лайков под ним составляет шестизначное число.
В тех же сетевых сообществах распространена и другая крайность: «В наше время дети в первый класс шли, не умея ни читать, ни считать, а сейчас всё должны сделать родители. Чем тогда занята школа?» У такой точки зрения тоже немало поклонников.
Что любопытно — во всех этих гигабайтах экспертных мнений, раскиданных в сети, практически нет практикующих педагогов. Их редкие одинокие попытки вести конструктивный диалог просто тонут в общем потоке. А ведь кому, как не им, лучше знать ответы на главные вопросы: как подготовить ребенка к школе и чем могут помочь родители, чтобы новая социальная роль не стала причиной перманентного стресса для всей семьи? …
Педагогический стаж Юлии Александровны — десять лет. И, если уж честно, быть учителем она не мечтала — всё изменилось, когда она начала заниматься с собственной дочерью. В какой-то момент одна из подруг сказала, что у нее очень хорошо получается удерживать внимание детей и объяснять им довольно сложные вещи. Можно сказать, что с этого мимолетного замечания и начался путь экономиста в начальную школу.
— Я очень люблю детей,— говорит Юлия Александровна.— И всегда стараюсь для нового класса придумать что-то новое, найти какие-то приемы и варианты, которые позволят сделать учебный процесс интересней. Например, в работе с первоклассниками я довольно часто использую игровые формы — ведь до последнего времени именно игра была их ведущей деятельностью, нацеленной на развитие. Очень хорошо работает наглядный материал — клиповое мышление, о котором много говорят и спорят, сейчас действительно превалирует. Хорошо это или плохо, но это факт, и как педагог, заинтересованный в качественном обучении, я обязана это учитывать.
На самом деле, говорит педагог, процесс подготовки и адаптации к школе, даже при наличии каких-то индивидуальных моментов, вовсе не так сложен, как может показаться тем, кто любит получать знания в блогах. Главное — подходить к этому системно и с холодной головой.
Во-первых, необходимо заранее узнать о требованиях и принципах школы, где будет учиться ребенок. Обычно на встречах с родителями будущих первоклассников директора учреждений образования максимально подробно (а часто и не один раз) рассказывают обо всех важных административных и организационных моментах — от внешнего вида ученика до политики школы. Решите на берегу, устраивает ли вас консервативный подход и углубленная учебная программа или, быть может, стоит поискать более демократичный вариант, небольшие по числу учеников классы, другое время начала занятий. Просчитать нужно всё — время в пути до школы и обратно, наличие или отсутствие группы продленного дня, знакомых детей, кружков, собственный рабочий график и прочая, прочая…
Когда решение принято, следующим логичным этапом станет запись ребенка на подготовительные курсы при той школе, в которую он пойдет 1 сентября.
— Как педагог я считаю, что подготовительные курсы полезны,— объясняет Юлия Александровна.— Это время, когда учителя, дети и родители могут присмотреться друг к другу. Педагоги понимают уровень подготовки ребят, которые начнут учиться с сентября, будущие первоклассники — знакомятся со школой, получают первые представления о том, какие здесь правила и требования, привыкают. В результате переход к настоящей учебе будет более плавным — место уже знакомо, первое представление о том, что требуется, тоже есть. Соответственно, и адаптация идет легче.
Не стоит впадать и в другую крайность — пытаться «подстелить соломки» во всех местах. До школы учить детей всему и сразу нередко не просто бесполезно, но и вредно. Можно просто перегрузить маленького человека, и у него не будет достаточно сил для обычной учебы.
—Родители всегда должны действовать в интересах ребенка, не делать из него проект, красивую иллюстрацию для соцсетей,— убеждена Юлия Александровна.— Можно углубленно заниматься тем, что его увлекает, мягко направлять. Но ни в коем случае не заставлять. Никому на самом деле к семи годам не нужны три языка, умение делать сложные вычисления или каллиграфия.
Для того чтобы учебный процесс шел успешно, нужно грамотно организовать режим дня и научить базовым навыкам. К настоятельно рекомендуемым дошкольным умениям следует отнести, пожалуй, лишь чтение.
— Обучение чтению — это даже не столько требование школы, сколько вопрос рационального распределения ресурсов,— говорит учитель.— По своей практике могу сказать, что абсолютное большинство детей, которые приходят в первый класс, читать умеют, не владеют этим навыком, как правило, человека два-три. Поэтому есть риск, что нечитающие дети автоматически начинают отставать от остальных, и родители будут вынуждены заниматься с ними дополнительно, чтобы ликвидировать этот разрыв. Кроме того, те, кто освоил чтение, быстрее адаптируются к формату урока, лучше слушают и слышат учителя, понимают задания. Они готовы к новым формам коммуникации.
Вообще существует множество вариантов приучения ребенка к книге. Одним из наиболее удачных Юлия Александровна считает практику семейного чтения.
— Понятно, что сейчас все много работают и свободного времени у родителей очень мало. Но выделить полчаса хотя бы два-три раза в неделю, думаю, можно,— замечает она.— Правда, важно, чтобы в таких вечерах участвовала вся семья. Вы выбираете книгу и читаете ее по очереди — немного мама, немного папа. Со временем можно подключать и ребенка, если он уже умеет читать. Объем текста не должен быть большим, но привычка к чтению, к книге сформируется обязательно, если вы будете последовательны.
Часто родители недооценивают и пользу аудиокниг, особенно тех, что озвучены в формате радиоспектакля — они формируют очень важное умение воспринимать информацию на слух. У таких детей значительно меньше проблем с тем, чтобы запомнить и записать домашнее задание.
А вот, например, прописи ребенка лучше не учить. Поставить руку, объяснить про наклон и строки у педагога всё равно получится лучше. Зато самостоятельность может привести к обратному результату — ребенка придется переучивать. В таком возрасте проблемы в принципе лучше решать по мере поступления — если вы сами или учитель заметили отставание от нормы.
— Никакой репетитор в первом классе, если ребенок физически и психологически развит по возрасту, не нужен,— считает педагог.— При желании родителей и системном подходе к обучению любые слабые места можно усилить самостоятельно. Я всегда говорю родителям, что готова обсуждать возникающие у них вопросы, помогать с подбором методик, дополнительных заданий, если требуется. Здесь просто нужно заранее договориться о беседе и быть готовым не нападать или защищаться, а искать компромисс и решение, исполнимое для обеих сторон.
В целом же не берите на себя чужую роль и точно так же не пытайтесь делегировать свои «полномочия» педагогу. Родителям нужно в первую очередь организовать режим дня, позволяющий ребенку гулять, высыпаться и полноценно питаться, чтобы у него были силы для дальнейшего развития, в том числе интеллектуального. Организованный распорядок дня в этом вопросе еще никого не подводил, даже если в семье растет, например, юный Эйнштейн. Пока есть время — приучайте ребенка к самостоятельности, посильной по возрасту. Не нужно его опекать так, словно он хрустальный,— в среднестатистическом классе будет минимум двадцать человек, и маму всем учитель не заменит, хотя и будет уделять каждому максимум внимания. Образно говоря, не пытайтесь прорваться за ребенком за школьные двери — дойти от забора, встретиться с учителем и раздеться первоклассник вполне способен и должен сам. Большая дорога начинается с маленьких шагов.
— Позвольте учить учителю, а сами оставайтесь мамами и папами,— улыбается Юлия Александровна.— Начальная школа — очень значимый этап жизни и развития ребенка. В этот период важно научить его учиться, причем равно добросовестно и в случае, когда речь идет о чем-то увлекательном для него лично, и в случае рутины. Педагог не противник родителей, он их союзник, и, чтобы союз этот был плодотворным, нужно взаимоуважение и готовность к совместной работе в случае необходимости.
Фото: из открытых источниковПоследние новости
Эксперты Росреестра проведут «горячие линии» для жителей Тульской области
Фото: ИА "Новомосковск Сегодня" В четверг, 16 января, состоится горячая линия, посвящённая кадастровой оценке недвижимости.
Официальное место для крещенских купаний будет организовано в селе Осаново
Фото: ИА "Новомосковск Сегодня" Аномально теплая погода, установившаяся в нашем регионе,
Тульская прокуратура помогла инвалиду получить компенсацию морального вреда
Прокуратура Пролетарского района г. Тулы по обращению дочери инвалида I группы о невыполнении индивидуальным предпринимателем обязательств по поставке технического средства реабилитации ее матери провела проверку.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи