17.03.2023

На Фабрике сверхтяжелых элементов открыт еще один изотоп дармштадтия

27 февраля 2023 года на Фабрике сверхтяжелых элементов Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ впервые наблюдался до сих пор не известный изотоп дармштадтия-275.

Как пояснил ученый секретарь Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Александр Карпов, ядро 275 Ds было получено на сепараторе DGFRS-II Фабрики сверхтяжелых элементов (СТЭ) во взаимодействии пучка кальция-48 с мишенным материалом тория-232. Основной целью эксперимента являлась подготовка к будущему синтезу химического элемента 120.

Газонаполненный сепаратор ядер отдачи DGFRS-II

Первый успешный синтез изотопов дармштадтия в реакции 48 Ca – 232 Th был осуществлен на Фабрике СТЭ ЛЯР ОИЯИ в 2022 году . В результате были открыты сразу три не известных ранее изотопа: дармштадтий-276, хассий-272 и сиборгий-268. В 2023 году эксперимент был продолжен при большей энергии пучка. В нем было получено одно событие образования дармштадтия-276 и одно – дармштадтия-275.

Новый изотоп дармштадтий-275 испытал альфа-распад с образованием хассия-271. Период полураспада 275 Ds составил 62 микросекунды. Исследование данной реакции будет продолжено.