В Тулу со своей «Тульской женщиной»
6 июня в областном центре открылись две выставки из фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода и частных коллекци
Автор: Ирина МИХАЙЛОВА
Фото: Тульского музейного объединения и Тульской областной филармонии
6 июня в областном центре открылись две выставки из фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода и частных коллекций: «Пути авангарда. Восток — Запад» в атриуме Тульского кремля и «Народности России» в Дворянском собрании.
3D-технологии и ручная роспись
Выставки открылись в рамках большого проекта Министерства культуры РФ, Центра кинофестивалей и международных программ, фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода, ООО «КиноФокус», поддержанного региональным министерством культуры и областным музейным объединением. Этот проект изначально задумывался как передвижной. Тула стала дебютной точкой маршрута, после остановки в нашем городе выставки продолжат путешествие по городам России.
Локации для двух уникальных экспозиций выбраны безошибочно. Экспозиция «Пути авангарда. Восток — Запад» с работами современных художников-авангардистов Зухура Хабиббулаева, Виктора Седова и Алексея Паршкова из собрания фонда «Русские меценаты» и так называемым агитационным фарфором из коллекции фонда «Наследие» органично вписалась в конструктивистский интерьер атриума Тульского кремля. 60 фарфоровых скульптур из серии «Народности России», работа над которой началась в 1907 году, в преддверии 300-летия дома Романовых и по указу Николая II, разместились в музейных залах памятника XIX века, дома Дворянского собрания — здания, где император побывал во время своего визита в Тулу.
Скажем сразу: все фарфоровые экспонаты на выставках — точные копии оригинальных образцов, которые хранятся в Государственном Эрмитаже и Государственном музее современной истории. Модели воссозданы современными художниками и мастерами Императорского фарфорового завода, некоторые — с использованием 3D-технологий, однако мелкие детали и, конечно же, роспись выполнялись вручную, так же, как это и было сто лет назад.
Чайник Малевича
Итак, «Пути авангарда». Почему Восток — Запад? По словам президента фонда «Русские меценаты» Юлии Вербицкой, в этом названии отражена сложная биография русского авангарда, возникшего в России во многом под влиянием творчества европейских модернистов, в свою очередь, увлекавшихся ориентальной эстетикой и философией Востока. Русский авангард, бурно развивавшийся особенно после революции 1917 года, в 1932 году был запрещен как идеологически враждебное искусство и надолго ушел в подполье. Ему на смену пришел соцреализм, а художники-нонконформисты вынуждены были существовать на полулегальном положении, и в среднеазиатских республиках, в отличие от Центральной России, это оказалось возможным. На выставках в атриуме демонстрируются живописные полотна трех художников, в работах которых присутствует современное понимание философии авангарда и взаимо- связи Востока и Запада.
Здесь же представлен агитационный фарфор — это уникальный художественный феномен, возникший после революции, когда Императорский фарфоровый завод был национализирован, а его главной задачей стало формирование образа нового, устремленного в светлое будущее мира. Крупные формы, динамика, яркие краски, смелые художественные идеи — тарелки и скульптурные композиции тех лет вошли в учебники по искусству. В 1923 году на фарфоровый завод пришел Казимир Малевич со своими учениками Николаем Суетиным и Ильёй Чашником. Именно тогда появился знаменитый супрематический чайник с двумя получашками, ставший символом русского авангарда. Современные реплики чайника Малевича, а также копии образцов агитфарфора 20-х годов прошлого века можно увидеть на выставке. А также — композицию «Смычка» с фигурами крестьянина и рабочего, шахматы «Красные и белые» и впечатляющий письменный прибор «Обсуждение проекта сталинской Конституции в колхозе Узбекистана».
Кто жил в Российской империи
И несколько слов о серии «Народности России» — это самая масштабная коллекция в истории русского фарфора. Список народностей, которые должны были быть представлены в коллекции (женские и мужские фигуры в национальных костюмах), составлялся строго по итогам первой и единственной в истории Российской империи Всеобщей переписи населения. Над этим проектом работали лучшие художники и ученые страны, используя научные материалы, полученные в результате этнографических экспедиций. Предполагалось создание 400 скульптур, ежегодно — нескольких моделей. Они действительно выпускались по 10–15 штук в год — вплоть до 1917-го, однако после революции эта работа фактически прекратилась. Сегодня известно о существовании 74 предметов из серии «Народности России». Самая полная коллекция — в Эрмитаже.
Среди скульптур, представленных в Доме Дворянского собрания, — лезгины и армяне, персы и китайцы, монголы и сарты (оседлые жители Средней Азии), гиляки и айны (обитатели японских островов), разнообразные представители северных народностей. Все — в потрясающе красивых, тщательно расписанных традиционных костюмах. А еще здесь есть жительницы Архангельской, Саратовской, Рязанской, Вологодской губерний. Тульской тоже — на этикетке так и написано: «Тульская женщина». В экспозиции ее фигурку разместили отдельно — рядом с аутентичным традиционным костюмом из фондов Тульского музейного объединения.
Что сразу бросается в глаза — выражение лиц подавляющего большинства фарфоровых фигур, вне зависимости от этноса и пола: мрачновато-понурое, подавленное. И «Тульская женщина» в этом смысле не исключение. Видимо, нелегкая это была доля — жизнь в Российской империи...
Выставку «Народности России» в Доме Дворянского собрания можно посетить до 6 июля. Выставка «Пути авангарда. Восток — Запад» в атриуме Тульского кремля будет работать до начала сентября.
Последние новости
В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра
В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.
Пасхальные традиции
«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.
Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно
Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции
Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.