В Тулу со своей «Тульской женщиной»

6 июня в областном центре открылись две выставки из фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода и частных коллекци


Автор:  Ирина МИХАЙЛОВА

Фото:  Тульского музейного объединения и Тульской областной филармонии

6  июня в  областном центре открылись две выставки из  фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода и  частных коллекций: «Пути авангарда. Восток  — Запад» в  атриуме Тульского кремля и «Народности России» в  Дворянском собрании.

3D-технологии и  ручная роспись

Выставки открылись в  рамках большого проекта Министерства культуры РФ, Центра кинофестивалей и  международных программ, фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода, ООО «КиноФокус», поддержанного региональным министерством культуры и  областным музейным объединением. Этот проект изначально задумывался как передвижной. Тула стала дебютной точкой маршрута, после остановки в  нашем городе выставки продолжат путешествие по  городам России.

Локации для двух уникальных экспозиций выбраны безошибочно. Экспозиция «Пути авангарда. Восток  — Запад» с  работами современных художников-авангардистов Зухура Хабиббулаева, Виктора Седова и  Алексея Паршкова из  собрания фонда «Русские меценаты» и  так называемым агитационным фарфором из  коллекции фонда «Наследие» органично вписалась в  конструктивистский интерьер атриума Тульского кремля.  60  фарфоровых скульптур из  серии «Народности России», работа над которой началась в  1907  году, в  преддверии 300-летия дома Романовых и  по  указу Николая  II, разместились в  музейных залах памятника XIX  века, дома Дворянского собрания  — здания, где император побывал во  время своего визита в  Тулу.

Скажем сразу: все фарфоровые экспонаты на  выставках  — точные копии оригинальных образцов, которые хранятся в  Государственном Эрмитаже и  Государственном музее современной истории. Модели воссозданы современными художниками и  мастерами Императорского фарфорового завода, некоторые  — с  использованием 3D-технологий, однако мелкие детали  и, конечно  же, роспись выполнялись вручную, так  же, как это и  было сто лет назад.

Чайник Малевича

Итак, «Пути авангарда». Почему Восток  — Запад? По  словам президента фонда «Русские меценаты» Юлии Вербицкой, в  этом названии отражена сложная биография русского авангарда, возникшего в  России во  многом под влиянием творчества европейских модернистов, в  свою очередь, увлекавшихся ориентальной эстетикой и  философией Востока. Русский авангард, бурно развивавшийся особенно после революции 1917  года, в  1932 году был запрещен как идеологически враждебное искусство и  надолго ушел в  подполье. Ему на  смену пришел соцреализм, а  художники-нонконформисты вынуждены были существовать на  полулегальном положении, и  в  среднеазиатских республиках, в  отличие от  Центральной России, это оказалось возможным. На  выставках в  атриуме демонстрируются живописные полотна трех художников, в  работах которых присутствует современное понимание философии авангарда и  взаимо- связи Востока и  Запада.


Здесь  же представлен агитационный фарфор  — это уникальный художественный феномен, возникший после революции, когда Императорский фарфоровый завод был национализирован, а  его главной задачей стало формирование образа нового, устремленного в  светлое будущее мира. Крупные формы, динамика, яркие краски, смелые художественные идеи  — тарелки и  скульптурные композиции тех лет вошли в  учебники по  искусству. В  1923 году на  фарфоровый завод пришел Казимир Малевич со  своими учениками Николаем Суетиным и  Ильёй Чашником. Именно тогда появился знаменитый супрематический чайник с  двумя получашками, ставший символом русского авангарда. Современные реплики чайника Малевича, а  также копии образцов агитфарфора 20-х годов прошлого века можно увидеть на  выставке. А  также  — композицию «Смычка» с  фигурами крестьянина и  рабочего, шахматы «Красные и  белые» и  впечатляющий письменный прибор «Обсуждение проекта сталинской Конституции в  колхозе Узбекистана».

Кто жил в  Российской империи

И  несколько слов о  серии «Народности России»  — это самая масштабная коллекция в  истории русского фарфора. Список народностей, которые должны были быть представлены в  коллекции (женские и  мужские фигуры в  национальных костюмах), составлялся строго по  итогам первой и  единственной в  истории Российской империи Всеобщей переписи населения. Над этим проектом работали лучшие художники и  ученые страны, используя научные материалы, полученные в  результате этнографических экспедиций. Предполагалось создание 400  скульптур, ежегодно  — нескольких моделей. Они действительно выпускались по  10–15 штук в  год  — вплоть до  1917-го, однако после революции эта работа фактически прекратилась. Сегодня известно о  существовании 74  предметов из  серии «Народности России». Самая полная коллекция  — в  Эрмитаже.


Среди скульптур, представленных в  Доме Дворянского собрания,  — лезгины и  армяне, персы и  китайцы, монголы и  сарты (оседлые жители Средней Азии), гиляки и  айны (обитатели японских островов), разнообразные представители северных народностей. Все  — в  потрясающе красивых, тщательно расписанных традиционных костюмах. А  еще здесь есть жительницы Архангельской, Саратовской, Рязанской, Вологодской губерний. Тульской тоже  — на  этикетке так и  написано: «Тульская женщина». В  экспозиции ее  фигурку разместили отдельно  — рядом с  аутентичным традиционным костюмом из  фондов Тульского музейного объединения.

Что сразу бросается в  глаза  — выражение лиц подавляющего большинства фарфоровых фигур, вне зависимости от  этноса и  пола: мрачновато-понурое, подавленное. И  «Тульская женщина» в  этом смысле не  исключение. Видимо, нелегкая это была доля  — жизнь в  Российской империи...

Выставку «Народности России» в  Доме Дворянского собрания можно посетить до  6  июля. Выставка «Пути авангарда. Восток  — Запад» в  атриуме Тульского кремля будет работать до  начала сентября.



Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Куда пойти с детьми в Уфе: 10 весёлых мест на выходные

Идеи для семейного отдыха в столице Башкортостана — от активных игр до познавательных музеев

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Воркуте, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *