В Тулу со своей «Тульской женщиной»

6 июня в областном центре открылись две выставки из фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода и частных коллекци


Автор:  Ирина МИХАЙЛОВА

Фото:  Тульского музейного объединения и Тульской областной филармонии

6  июня в  областном центре открылись две выставки из  фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода и  частных коллекций: «Пути авангарда. Восток  — Запад» в  атриуме Тульского кремля и «Народности России» в  Дворянском собрании.

3D-технологии и  ручная роспись

Выставки открылись в  рамках большого проекта Министерства культуры РФ, Центра кинофестивалей и  международных программ, фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода, ООО «КиноФокус», поддержанного региональным министерством культуры и  областным музейным объединением. Этот проект изначально задумывался как передвижной. Тула стала дебютной точкой маршрута, после остановки в  нашем городе выставки продолжат путешествие по  городам России.

Локации для двух уникальных экспозиций выбраны безошибочно. Экспозиция «Пути авангарда. Восток  — Запад» с  работами современных художников-авангардистов Зухура Хабиббулаева, Виктора Седова и  Алексея Паршкова из  собрания фонда «Русские меценаты» и  так называемым агитационным фарфором из  коллекции фонда «Наследие» органично вписалась в  конструктивистский интерьер атриума Тульского кремля.  60  фарфоровых скульптур из  серии «Народности России», работа над которой началась в  1907  году, в  преддверии 300-летия дома Романовых и  по  указу Николая  II, разместились в  музейных залах памятника XIX  века, дома Дворянского собрания  — здания, где император побывал во  время своего визита в  Тулу.

Скажем сразу: все фарфоровые экспонаты на  выставках  — точные копии оригинальных образцов, которые хранятся в  Государственном Эрмитаже и  Государственном музее современной истории. Модели воссозданы современными художниками и  мастерами Императорского фарфорового завода, некоторые  — с  использованием 3D-технологий, однако мелкие детали  и, конечно  же, роспись выполнялись вручную, так  же, как это и  было сто лет назад.

Чайник Малевича

Итак, «Пути авангарда». Почему Восток  — Запад? По  словам президента фонда «Русские меценаты» Юлии Вербицкой, в  этом названии отражена сложная биография русского авангарда, возникшего в  России во  многом под влиянием творчества европейских модернистов, в  свою очередь, увлекавшихся ориентальной эстетикой и  философией Востока. Русский авангард, бурно развивавшийся особенно после революции 1917  года, в  1932 году был запрещен как идеологически враждебное искусство и  надолго ушел в  подполье. Ему на  смену пришел соцреализм, а  художники-нонконформисты вынуждены были существовать на  полулегальном положении, и  в  среднеазиатских республиках, в  отличие от  Центральной России, это оказалось возможным. На  выставках в  атриуме демонстрируются живописные полотна трех художников, в  работах которых присутствует современное понимание философии авангарда и  взаимо- связи Востока и  Запада.


Здесь  же представлен агитационный фарфор  — это уникальный художественный феномен, возникший после революции, когда Императорский фарфоровый завод был национализирован, а  его главной задачей стало формирование образа нового, устремленного в  светлое будущее мира. Крупные формы, динамика, яркие краски, смелые художественные идеи  — тарелки и  скульптурные композиции тех лет вошли в  учебники по  искусству. В  1923 году на  фарфоровый завод пришел Казимир Малевич со  своими учениками Николаем Суетиным и  Ильёй Чашником. Именно тогда появился знаменитый супрематический чайник с  двумя получашками, ставший символом русского авангарда. Современные реплики чайника Малевича, а  также копии образцов агитфарфора 20-х годов прошлого века можно увидеть на  выставке. А  также  — композицию «Смычка» с  фигурами крестьянина и  рабочего, шахматы «Красные и  белые» и  впечатляющий письменный прибор «Обсуждение проекта сталинской Конституции в  колхозе Узбекистана».

Кто жил в  Российской империи

И  несколько слов о  серии «Народности России»  — это самая масштабная коллекция в  истории русского фарфора. Список народностей, которые должны были быть представлены в  коллекции (женские и  мужские фигуры в  национальных костюмах), составлялся строго по  итогам первой и  единственной в  истории Российской империи Всеобщей переписи населения. Над этим проектом работали лучшие художники и  ученые страны, используя научные материалы, полученные в  результате этнографических экспедиций. Предполагалось создание 400  скульптур, ежегодно  — нескольких моделей. Они действительно выпускались по  10–15 штук в  год  — вплоть до  1917-го, однако после революции эта работа фактически прекратилась. Сегодня известно о  существовании 74  предметов из  серии «Народности России». Самая полная коллекция  — в  Эрмитаже.


Среди скульптур, представленных в  Доме Дворянского собрания,  — лезгины и  армяне, персы и  китайцы, монголы и  сарты (оседлые жители Средней Азии), гиляки и  айны (обитатели японских островов), разнообразные представители северных народностей. Все  — в  потрясающе красивых, тщательно расписанных традиционных костюмах. А  еще здесь есть жительницы Архангельской, Саратовской, Рязанской, Вологодской губерний. Тульской тоже  — на  этикетке так и  написано: «Тульская женщина». В  экспозиции ее  фигурку разместили отдельно  — рядом с  аутентичным традиционным костюмом из  фондов Тульского музейного объединения.

Что сразу бросается в  глаза  — выражение лиц подавляющего большинства фарфоровых фигур, вне зависимости от  этноса и  пола: мрачновато-понурое, подавленное. И  «Тульская женщина» в  этом смысле не  исключение. Видимо, нелегкая это была доля  — жизнь в  Российской империи...

Выставку «Народности России» в  Доме Дворянского собрания можно посетить до  6  июля. Выставка «Пути авангарда. Восток  — Запад» в  атриуме Тульского кремля будет работать до  начала сентября.



Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Воркуте, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *