Создатель техники вариабельных метровСоздатель техники вариабельных метров
22.01.2023

Создатель техники вариабельных метровСоздатель техники вариабельных метров

22 января (по некоторым источникам 6 или 12 января) исполняется 120 лет со дня рождения немецкого композитора, музыковеда, педагога Бориса Блахера, детство которого прошло в Китае и на Дальнем Востоке России.

22 января (по некоторым источникам 6 или 12 января) исполняется 120 лет со дня рождения немецкого композитора, музыковеда, педагога Бориса Блахера, детство которого прошло в Китае и на Дальнем Востоке России.

Первые композиторские опыты Блахера, ученика Ф. Коха, А. Шеринга, Ф. Блуме и Э. Хорнбостеля, относятся к 1929 году. Это несколько небольших пьес в джазовом стиле для голоса, саксофона и фагота, разнохарактерные танцевальные пьесы, а также песни на стихи революционных поэтов для Эрнста Буша, с которым Блахер был дружен.
В ранних инструментальных сочинениях Блахера заметно влияние И. Ф. Стравинского. «Концертная музыка для оркестра» (1937) написана с применением джазовой стилистики.
В 1937 году в Касселе был с успехом поставлен балет Блахера «Праздник на Юге», а в 1940 году исполнялась его трехактная опера «Княжна Тараканова» на сюжет из русской истории. Одновременно появились новые сочинения для оркестра, отмеченные несомненной авторской индивидуальностью, в числе которых симфония, вариации на тему Паганини (1947) – сочинение демонстрирующее мастерское владение оркестром и полифонической техникой, которое принесло композитору мировую известность, партита для струнных и ударных инструментов.
В инструментальных сочинениях Блахера (особенно раннего периода) прослеживается влияние И. Ф. Стравинского, «Концертная музыка для оркестра» (1937) была написана с применением джазовой стилистики.
В целом влияние Стравинского сказалось в особом внимании к ритмометрической структуре музыкальной речи, чрезвычайно прихотливой, избегающей равномерности тактовых делений. Позднее Блахер разработал систему «вариабельных (переменных) метров» (variable Metren), построенную на арифметической прогрессии и определяющей метрическую основу произведения, где использовались метроритмические структуры (в том числе определённые ряды из групп равных длительностей). В этой технике написаны «Орнаменты» для фортепиано (1950), «Эпитафия» для струнного квартета памяти Ф. Кафки (1951), Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1952) и другие произведения.
Виртуозно владея оркестром, Блахер создал ряд крупных симфонических произведений. Однако наиболее значительный вклад сделан композитором в область музыкального театра. В операх и балетах композитор проявляет интерес к современным темам, склонность к пародии и сатире. Его инструментальный стиль отличается лаконизмом выразительных средств, изяществом.
Перу Бориса Блахера принадлежат оперы «Ромео и Джульетта» (1943), «Потоп» (по Мопассану, 1947), экспериментальная «Абстрактная опера № 1» (1953), «Розамунда-Флорис» (1960), «Вынужденная посадка» (с использованием акустических эффектов и электронных звучаний, 1966), «200 тысяч» (по Шолом-Алейхему, 1969); балеты «Лизистрата» (1950), «Кьярина» (1950), опера-балет «Прусские сказки» (1950), «Гамлет» (1951), «Деметр» (1964), «Тристан и Изольда» (1965), оратория «Великий инквизитор» (по Достоевскому, 1942), «Реквием» (1958), а также другие крупные хоровые полотна. 
В 1960-70-х годах композитор активно экспериментировал с электронной музыкой, были написаны «Электронное скерцо для магнитофонной ленты» (1965); «Ариадна» – «дуодрама» для 2 чтецов и электроинструментов (1971).
Список сочинений Блахера дополняют три фортепианных и два скрипичных концерта, оркестровые вариации на тему рококо Чайковского (1974), множество камерных инструментальных и вокальных сочинений. 
Борис Блахер – автор учебника полифонии строгого стиля («Einführung in den strengen Satz», 1953), с 1945 года он вел педагогическую деятельность, среди его учеников – Г. Клебс, И. Юн, Г. фон Эйнем, А. Райман. С 1968 по 1971 годы композитор был Президентом Академии искусств Западного Берлина, а с 1953 по 1975 годы занимал пост директора западноберлинской Высшей музыкальной школы. 

По материалам www.nashteatr.com и других открытых информационных источников.

Последние новости

Представители судейского сообщества приняли участие в обсуждении вопроса развития медиации в сфере здравоохранения

Темой очередного заседания Координационного совета по вопросам развития медиации в Тульской области стала медиация в здравоохранении.

В Тульскую область скоро вернутся учителя географии – как в регионе решили проблему дефицита педагогов

Несколько лет назад министерство образования Тульской области объявило о дефиците некоторых школьных учителей, в частности, по географии.

Тульские велогонщики завоевали медали Кубка России в командном спринте

25 января в Санкт-Петербурге стартовали чемпионат и Кубок России по велосипедному спорту на треке.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *