Сила слова
Автор: Татьяна МОТОРИНА Фото: Вероника МОЛЧАНОВА В Тульской области в десятый раз прошел конкурс чтецов «Живая классика».
Автор: Татьяна МОТОРИНА
Фото: Вероника МОЛЧАНОВА
В Тульской области в десятый раз прошел конкурс чтецов «Живая классика». В нем приняли участие 2000 детей из всех муниципалитетов, а трое победителей представят наш регион в знаменитом лагере «Артек». Рассказываем, почему слово «живая» в названии конкурса — это не просто слово, почему не обязательно приходить на конкурс в тематическом костюме и о чем спорят друг с другом судьи, выбирая сильнейших.
Технически конкурс выглядит так: 75 участников, которые вышли на областной этап и приехали в Тулу, в Центр дополнительного образования детей, делятся по возрасту на три группы. Слушает их конкурсные выступления тройка судей — совсем не такая суровая, как революционная, но точно строгая и неподкупная. В одну из таких троек входила и автор этого текста. Два часа, пока мы слушаем ребят, едва ли не самые плотные за всю неделю. На семинарах перед конкурсом организаторы предостерегали от того, чтобы сидеть в телефонах или выходить из аудитории по своим делам — какое там, от выступлений невозможно оторваться, даже от самых слабых! Скоро вы поймете почему.
Они сидят на стульчиках — двадцать с лишним мальчиков и девочек. Большинство — в строгих костюмах, белых блузках и рубашках. У одной девочки — зеленая роза на темном платье, двое участников пришли в костюмах: мальчик в цилиндре и черном плаще, еще одна девушка, очень миловидная, в платье «под старину» и с зонтиком. Девчонки выглядят взрослее и, как правило, выше мальчишек на полголовы...
Сначала они — абсолютные незнакомцы. Но стоит им сделать два шага и оказаться «на сцене», всё меняется. И тогда может случиться так, что выбранный загодя костюм, так подходящий к твоей роли, бесполезен, а время, потраченное на тщательный макияж, было потрачено зря. И наоборот: твой недорогой пиджак и маленький рост могут вдруг сделаться такими пустячными и несущественными, а некрасивое лицо перестанет привлекать внимание. И чтобы случилось то или иное, тебе нужно всего лишь открыть рот и начать говорить.
В протоколах у судей, конечно, нет ничего вроде «все забыли о его лице и фигуре во время выступления», зато есть: «чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя: заставить задуматься, смеяться, сопереживать». Есть там еще про дикцию, смысловые ударения, паузы, соответствие книги возрасту, но вот этот критерий, про эмоциональное вовлечение, пожалуй, самый важный.
Но что может подсказать члену жюри, какую оценку за этот критерий ставить? После выступлений судьи тоже дискутируют по этому поводу. Одни вспоминают, как их проняло то или иное выступление до слез. Другие усмехаются: дескать, слезы могут брызнуть потому, что материал выбран такой, «жалостный». Стоит ориентироваться, говорят они, на смех: заставить смеяться — гораздо сложнее. И уж если это удалось, «эмоциональное воздействие» можно смело оценивать на пятерку. Впрочем, у каждого судьи свои приемы выставления оценок. Например, можно просто, выслушав всех 20+ человек, закрыть глаза и отследить, чьи же голоса и сказанные ими фразы еще звучат у тебя в ушах. Эти-то ребята и получат высший балл.
Хочется сказать: «Именно эти участники и оживляют классику, погружают нас внутрь истории, заставляют с интересом ждать продолжения». Но на самом деле это не совсем так. Такая магия — делать книгу живой — есть у каждого из них, просто в ком-то волшебной силы больше, а в ком-то меньше. Вот почему по окончании этапа судьи совершенно искренне говорят спасибо всем конкурсантам — это благодарность не за то, что они приехали на конкурс из Ефремова или Куркино, а вот за это только что свершившееся у всех на глазах волшебство.
Мы ничего не знаем про них и узнаём по-настоящему лишь тогда, когда они выходят на сцену. И это встреча не только с участниками, но и с книгами. Теми, которые сам читал в детстве, а иногда — с книгами известными, но теми, которые, к стыду своему, НЕ читал. Реже, но всё же бывает, что ребята знакомят тебя с совершенно новыми произведениями. Хотя конкурс называется «Живая классика», дети могут выбрать любые книги, главное, чтобы они были изданы тиражом больше 2000 экземпляров. Последнее — фильтр от графомании, некачественной и даже экстремистской литературы.
Ну и еще «Живая классика» — это встреча с самим собой. Причем это касается и судей, и участников. Конечно, любой конкурс так или иначе обнаруживает положительные и отрицательные качества: умение концентрироваться, силу воли, выносливость и т. п. Но конкретно «Живая классика» дает возможность сказать чужими словами, но своим голосом о чем-то очень важном. Может, ты и не догадывался, что тебе это хочется сказать (или услышать), а оно возьми да и вылези. Не зря же многие участники говорят: я прочитал отрывки, из которых мне предложил выбрать педагог, и понял: буду читать вот этот и только его!
...Из 75 участников в итоге было отобрано 16 финалистов, а из них — трое победителей. В 2022 году ими стали две девочки из Новомосковска — Кира Щербинина и Екатерина Леденёва, а также Павел Никонов из Заокского района. Они и поедут в «Артек». А суперфинал конкурса пройдет в Москве на Красной площади. Неплохое место для встречи с новыми людьми, новыми авторами и для книжной магии в целом.
Последние новости
В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра
В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.
Пасхальные традиции
«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.
Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно
Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией