Парсуны, большой стиль и голова Медного всадника
В год празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Тульском музее изобразительных искусств появился зал «Романовы»,
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В год празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Тульском музее изобразительных искусств появился зал «Романовы», в котором собраны экспонаты из фондов ТМИИ и краеведческого музея, связанные с историей царской, а потом императорской династии.
Персонных дел мастера
Зал «Романовы» — не просто выставка. Изначально планировалось, что он будет существовать как постоянно действующая экспозиция по крайней мере в течение двух лет. Тем более что здесь собраны действительно уникальные предметы. В первую очередь — портреты членов царской семьи и их приближенных, выполненные русскими художниками. Часть из них ранее демонстрировалась в постоянной экспозиции, но многое, что теперь посетители могут увидеть в зале «Романовы», представлено впервые.
— Эпоха Петра I — это эпоха глобальных реформ, которые коснулись самых разных сторон жизни, искусства в том числе, — говорит методист отдела западноевропейского и русского искусства Мария Серова . — В собрании нашего музея есть прекрасные образцы русской живописи XVIII века, благодаря которым мы можем показать, как она менялась во время правления Петра...
В первую очередь речь идет о так называемых парсунах (светских портретах), распространенных в XVII веке, в которых использовались приемы иконописи. Парсуны начали писать мастера Оружейной палаты Московского кремля, новый жанр быстро приобрел популярность, а потом, под влиянием приглашенных иностранных художников, стал европеизироваться. Во времена Петра Великого, распахнувшего «окно в Европу», этот процесс был особенно бурным и заметным.
В зале «Романовы» представлены парсунные портреты родителей первого императора — царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной. Рядом — граф Гавриил Головкин, первый канцлер Российской империи. Это же XVIII век и совершенно другая манера, европейская. Полотно из тульского собрания — одна из реплик находящегося в Третьяковской галерее портрета работы любимого художника Петра I, «персонных дел мастера» Ивана Никитина. Еще один живописец, которым гордился император, — немец Иоганн Готфрид Таннауэр. В экспозиции можно увидеть написанный им портрет Алексея Татищева, денщика Петра I.
— Обратите внимание на портрет Екатерины I, жены Петра, кисти французского художника Жака-Марка Натье. У нас хранится реплика с его работы, сделанная в XVIII веке, — продолжает рассказ Мария Серова. — В те времена реплики с парадных портретов высочайших особ были распространенным явлением, ведь других способов тиражирования их изображений не существовало. Гравюра в этом смысле была более удобной техникой...
На Олимпе в лавровых венках
Мастеров-гравёров также привозили из Европы. Русские художники у них учились, иногда настолько успешно, что быстро превосходили наставников (как рано умерший от чахотки Евграф Чемесов).
В экспозиции представлено несколько фотокопий гравюр из коллекции ТМИИ (подлинники долгое время экспонировать нельзя, так как от яркого света они быстро разрушаются).
Отметим, что возможность тиража — не единственное преимущество этого вида искусства. Оно на редкость информативно. В частности, по гравюре, изображающей празднество по случаю бракосочетания Петра I и Екатерины, которое, по-видимому, происходило во дворце А. Д. Меншикова в Санкт-Петербурге, можно многое узнать об архитектуре и декоре интерьеров, моде того времени и особах, приближенных к царю, — их имена и фамилии тщательно выгравированы в самом низу листа.
Еще одна, более поздняя гравюра — «Аллегория на вступление на престол Александра I. 1805 год». В Европе в тот период все были увлечены античностью. Поэтому покойные Петр I и Екатерина II изображены «на Олимпе», у их ног — собственно Александр, которому подносят корону и скипетр. Внизу — персонажи мифологического пантеона, в том числе Геракл, явно завидующий славе молодого царя.
В галерее живописных портретов посетители увидят императрицу Елизавету Петровну кисти Алексея Антропова, генерал-губернатора Оренбургского края князя Григория Волконского работы Владимира Боровиковского, других представителей русской аристократии.
Есть здесь и скульптурные изображения представителей семьи Романовых: бюсты выполнены в большом имперском стиле по тем же античным канонам — головы императоров и императриц увенчаны лавровыми венками. Два бюста отлиты из фарфора и бронзы по авторским моделям Федота Шубина — гениального русского скульптора XVIII столетия.
Фальконе и его ученица
Еще одна интересная тема экспозиции зала «Романовы» — история российских наградных знаков. Ее можно проследить по портретам знатных людей, как правило, изображенных в парадной одежде и с орденами. Орден Андрея Первозванного был учрежден Петром, однако сам император был его не первым, а только шестым кавалером. Орден Святой Екатерины также появился при Петре: как гласит легенда, он был инициирован в честь подвига Екатерины I, сопровождавшей супруга во всех военных походах и однажды отдавшей все свои драгоценности, чтобы выкупить русских солдат и офицеров, попавших в плен. На самом деле выкуп заплатили из государственной казны, но орден Екатерина получила. И как считают историки, вполне заслуженно — она была смелым человеком и поддерживала мужа во всех военных кампаниях.
Ордена, памятные медали и знаки, наградные швейцарские часы, монеты и денежные купюры, большой иллюстрированный альбом, выпущенный к 300-летию Царского дома, можно увидеть в музейных витринах — эти раритеты передал Тульский краеведческий музей.
...И все-таки главная фигура зала — безусловно, сам Пётр I. Именно поэтому экспозиция открывается его скульптурным изображением — репликой головы Медного всадника, памятника первому российскому императору в Петербурге работы французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. Известно, что голову Петра вылепил не Фальконе, а его ученица Мари-Анн Колло. Сам скульптор трижды пытался это сделать, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари предложила свой эскиз, который вполне устроил заказчицу. В качестве награды талантливая девушка была принята в члены Российской академии художеств, а императрица назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров...
Последние новости
В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра
В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.
Пасхальные традиции
«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.
Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно
Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции
Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.