Парсуны, большой стиль и голова Медного всадника

В год празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Тульском музее изобразительных искусств появился зал «Романовы»,


Автор:  Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото:  Александра КОЛЕСНИКА

В  год празднования 350-летия со  дня рождения Петра I  в Тульском музее изобразительных искусств появился зал «Романовы», в  котором собраны экспонаты из  фондов ТМИИ и краеведческого музея, связанные с  историей царской, а  потом императорской династии.

Персонных дел мастера

Зал «Романовы»  — не  просто выставка. Изначально планировалось, что он  будет существовать как постоянно действующая экспозиция по  крайней мере в  течение двух лет. Тем более что здесь собраны действительно уникальные предметы. В  первую очередь  — портреты членов царской семьи и  их  приближенных, выполненные русскими художниками. Часть из  них ранее демонстрировалась в  постоянной экспозиции, но  многое, что теперь посетители могут увидеть в  зале «Романовы», представлено впервые.


—  Эпоха Петра I  — это эпоха глобальных реформ, которые коснулись самых разных сторон жизни, искусства в  том числе,  — говорит методист отдела западноевропейского и  русского искусства Мария Серова . —  В  собрании нашего музея есть прекрасные образцы русской живописи XVIII  века, благодаря которым мы  можем показать, как она менялась во  время правления Петра...

В  первую очередь речь идет о  так называемых парсунах (светских портретах), распространенных в  XVII  веке, в  которых использовались приемы иконописи. Парсуны начали писать мастера Оружейной палаты Московского кремля, новый жанр быстро приобрел популярность, а  потом, под влиянием приглашенных иностранных художников, стал европеизироваться. Во  времена Петра Великого, распахнувшего «окно в  Европу», этот процесс был особенно бурным и  заметным.

В  зале «Романовы» представлены парсунные портреты родителей первого императора  — царя Алексея Михайловича и  его второй жены Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной. Рядом  — граф Гавриил Головкин, первый канцлер Российской империи. Это  же XVIII век и  совершенно другая манера, европейская. Полотно из  тульского собрания  — одна из  реплик находящегося в  Третьяковской галерее портрета работы любимого художника Петра  I, «персонных дел мастера» Ивана Никитина. Еще один живописец, которым гордился император,  — немец Иоганн Готфрид Таннауэр. В  экспозиции можно увидеть написанный им  портрет Алексея Татищева, денщика Петра  I.


—  Обратите внимание на  портрет Екатерины  I, жены Петра, кисти французского художника Жака-Марка Натье. У  нас хранится реплика с  его работы, сделанная в  XVIII  веке,  — продолжает рассказ Мария Серова. —  В  те  времена реплики с  парадных портретов высочайших особ были распространенным явлением, ведь других способов тиражирования их  изображений не  существовало. Гравюра в  этом смысле была более удобной техникой...

На  Олимпе в  лавровых венках

Мастеров-гравёров также привозили из  Европы. Русские художники у  них учились, иногда настолько успешно, что быстро превосходили наставников (как рано умерший от  чахотки Евграф Чемесов).

В  экспозиции представлено несколько фотокопий гравюр из  коллекции ТМИИ (подлинники долгое время экспонировать нельзя, так как от  яркого света они быстро разрушаются).

Отметим, что возможность тиража  — не  единственное преимущество этого вида искусства. Оно на  редкость информативно. В  частности, по  гравюре, изображающей празднество по  случаю бракосочетания Петра I  и  Екатерины, которое, по-видимому, происходило во  дворце А.  Д.  Меншикова в  Санкт-Петербурге, можно многое узнать об  архитектуре и  декоре интерьеров, моде того времени и  особах, приближенных к  царю,  — их  имена и  фамилии тщательно выгравированы в  самом низу листа.

Еще одна, более поздняя гравюра  — «Аллегория на  вступление на  престол Александра I. 1805  год». В  Европе в  тот период все были увлечены античностью. Поэтому покойные Петр I  и  Екатерина II  изображены «на  Олимпе», у  их  ног  — собственно Александр, которому подносят корону и  скипетр. Внизу  — персонажи мифологического пантеона, в  том числе Геракл, явно завидующий славе молодого царя.

В  галерее живописных портретов посетители увидят императрицу Елизавету Петровну кисти Алексея Антропова, генерал-губернатора Оренбургского края князя Григория Волконского работы Владимира Боровиковского, других представителей русской аристократии.

Есть здесь и  скульптурные изображения представителей семьи Романовых: бюсты выполнены в  большом имперском стиле по  тем  же античным канонам  — головы императоров и  императриц увенчаны лавровыми венками. Два бюста отлиты из  фарфора и  бронзы по  авторским моделям Федота Шубина  — гениального русского скульптора XVIII  столетия.

Фальконе и  его ученица

Еще одна интересная тема экспозиции зала «Романовы»  — история российских наградных знаков. Ее  можно проследить по  портретам знатных людей, как правило, изображенных в  парадной одежде и  с  орденами. Орден Андрея Первозванного был учрежден Петром, однако сам император был его не  первым, а  только шестым кавалером. Орден Святой Екатерины также появился при Петре: как гласит легенда, он  был инициирован в  честь подвига Екатерины  I, сопровождавшей супруга во  всех военных походах и  однажды отдавшей все свои драгоценности, чтобы выкупить русских солдат и  офицеров, попавших в  плен. На  самом деле выкуп заплатили из  государственной казны, но  орден Екатерина получила. И  как считают историки, вполне заслуженно  — она была смелым человеком и  поддерживала мужа во  всех военных кампаниях.


Ордена, памятные медали и  знаки, наградные швейцарские часы, монеты и  денежные купюры, большой иллюстрированный альбом, выпущенный к  300-летию Царского дома, можно увидеть в  музейных витринах  — эти раритеты передал Тульский краеведческий музей.

...И все-таки главная фигура зала  — безусловно, сам Пётр I. Именно поэтому экспозиция открывается его скульптурным изображением  — репликой головы Медного всадника, памятника первому российскому императору в  Петербурге работы французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. Известно, что голову Петра вылепил не  Фальконе, а  его ученица Мари-Анн Колло. Сам скульптор трижды пытался это сделать, но  каждый раз Екатерина II  советовала переделать модель. Мари предложила свой эскиз, который вполне устроил заказчицу. В  качестве награды талантливая девушка была принята в  члены Российской академии художеств, а  императрица назначила ей  пожизненную пенсию в  10  000  ливров...


Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Батайске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *