Наталия Гончарова. Царица русского авангарда

«Есть люди — сами события… Единственное событие Наталии Гончаровой — её станов ление.

«Есть люди  — сами события… Единственное событие Наталии Гончаровой  — её станов ление. Событие нескончаемое. Не  сбывшееся и  сбыться не  имеющее  — никогда. (Так  же  верно будет: родилась: сбылась. ) Скандал «Ослиного хвоста» или  виноградное  зёрнышко, завившее всю стену,— через  всё Гончарова растёт».

М.И. ЦВЕТАЕВА. «Наталия Гончарова».

15 октября 1913 года главный идеолог объединения «Мир искусства», художник и  историк искусства и  художественный критик Александр Бенуа записал в  дневнике: «Снова был на  выставке Гончаровой: отчасти, чтобы проверить первое впечатление, и  отчасти просто, чтобы насладиться. Оказывается, я не  увлекся в  первый раз, я не  ошибся. Напротив того, сегодня я еще яснее почувствовал, что это огромный талант и  настоящий художник…»

Коллега Бенуа по  части критики Абрам Эфрос в  рецензии на  ту  же выставку, опубликованную в  «Русских ведомостях», утверждал: «Если  бы среди русских модернистов нужно было назвать самого одаренного, самого работоспособного и  самого „модернистичного“,— пришлось  бы назвать Гончарову. То, что Гончарова очень талантлива, это  — несомненно. У  нее хватает дарования создавать вещи, равные по  ценности тому, что дал в  лучших своих достижениях западный модернизм… Ее импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм и  пр., и  пр.— высокого достоинства и  „не  посрамят земли русской“…»

Творческое развитие Наталии Сергеевны Гончаровой происходило стремительно. До  1905 года она участвовала в  выставках только скульптурными работами (в  Московском училище живописи, ваяния и  зодчества будущая царица русского авангарда училась на  отделении скульптуры), в  1906–1907-м  — графическими, преимущественно пастелями. К  этому  же времени относятся ее первые опыты в  масляной живописи. Гончарова работает беспрерывно и  неустанно, отмечает исследователь ее творчества искусствовед Елена Баснер, и  хотя по  сути не  имеет профессионального опыта, буквально через  год предстает совершенно сложившимся мастером со  своим кругом сюжетов и  выработанным живописным стилем.

Свое творческое кредо она четко обозначила в  письме, опубликованном в  1912 году газетой «Против течения»: «…Ужасная вещь, когда в  искусстве начинают заменять творческую работу созданием теорий. Я утверждаю, что гениальные творцы искусства не  создавали теорий как теорий, а  создавали вещи, на  которых впоследствии строили теории… Я утверждаю, …что во  все времена было и  будет небезразлично, ЧТО изображать, и  будет важно наряду с  этим, КАК изображать. Я утверждаю, что для  всякого предмета может быть бесконечное множество форм выражения и  что все они могут быть одинаково прекрасны, независимо от  того, какие теории с  ними совпадут…»


Первым заметным выступлением Гончаровой стало участие в  трех выставках «Золотое руно», организованных одноименным журналом с  1908-го по  1910 год при  участии Михаила Ларионова.

Напомним: Наталия и  Михаил познакомились за  год до  поступления в  училище. И  как спустя четверть века (уже в  эмиграции) написала в  эссе, посвященном художнице, Марина Цветаева, «с  восемнадцати лет ее и  с  восемнадцати лет его, с  тридцати шести своих совместных лет», были неразлучны. «Говорить о  Гончаровой, не  говоря о  Ларионове, невозможно,— утверждает поэт.— Во-первых и  в-главных: Ларионов был первый, кто сказал Гончаровой, что она живописец, первый раскрывший ей глаза  — не  на  природу, которую она видела, а  на  эти  же ее собственные глаза. «У  вас глаза на  цвет, а  вы заняты формой. Раскройте глаза на  собственные глаза!»

Повседневная жизнь Гончаровой, по  словам старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи, эксперта по  живописи русского авангарда Ирины Вакар, отныне полностью подчиняется ее живописи и  тому интенсивному ритму выставочной деятельности, в  который ее вовлекает Ларионов. В  декабре 1910-го на  организованной им и  его сподвижниками в  то время  — А. В. Лентуловым, П. П. Кончаловским и  И. И. Машковым  — программной выставке «Бубновый валет» тридцать три картины Гончаровой занимают одно из  главных мест. В  1912-м Ларионов уже один проводит выставку «Ослиный хвост», где всеобщее внимание привлекают уже пятьдесят четыре работы его спутницы. 1913-й  — «Мишень», 1914-й  — «№  4. Футуристы, лучисты, примитив». Одновременно Гончарова участвует в  выставках объединения «Мир искусства» и  экспозициях новейшей живописи, организуемых в  Германии и  Великобритании. Апофеоз  — две большие персональные выставки: в  Москве  — осенью 1913-го и  в  Санкт-Петербурге  — весной следующего года. На  первой из  них художница показала более семисот пятидесяти произведений.

Критики недоумевали: сколько  же дней, а  может, часов, уходит у  нее на  создание одной картины. По  свидетельству ее друга Ильи Зданевича (писателя, поэта, драматурга, критика, историка, дизайнера и  т.  д. ), Гончарова «так увлекалась работой, что достаточно ей было что-либо увидеть или  услышать  — она тотчас писала картину. Один из  художников рассказал о  своем путешествии  — она его написала, другой  — какой он видел натюрморт  — возникала работа».

В  предисловии к  каталогу московской экспозиции сама Наталия Сергеевна отмечала: «Мною пройдено всё, что мог дать Запад до  настоящего времени, а  также всё, что, идя от  Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от  ног своих и  удаляюсь от  Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и  незначи  — тельным…

…Я предпочитаю исследовать новый путь. И  те задачи, которые я провожу и  намерена проводить, следующие:

Не  ставить себе никаких границ и  пределов в  смысле художественных достижений.

Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и  открытиями в  искусстве…

Бороться против опошленной и  разлагающей проповеди индивидуализма…

Черпать художественное вдохновение у  себя на  родине и  на  близком нам Востоке.

Проводить в  жизнь разработанную мной теорию лучизма М. Ф. Ларионова (живопись, основанная только на  живописных законах)  …

Воспринимать окружающий нас мир со  всей яркостью и  разносторонностью…

Не  бояться в  живописи ни  литературы, ни  иллюстрации, ни  всех других жупелов современности…»

«Гончарова, это слово тогда звучало победой»,— вспоминала М. И. Цветаева. «Впрочем,— записал в  дневнике А. Н. Бенуа,— Гончарова так молода, у  нее так много впереди…»

А  впереди было почти полвека эмиграции. Уезжая в  1915 году в  Швейцарию, чтобы присоединиться к  балетной труппе Сергея Дягилева, Гончарова и  Ларионов даже не  подозревали, что покидают Россию навсегда. В  роковом 1917-м художница отправила из  Рима в  Москву письмо, адресованное поэту-футуристу Сергею Боброву: «…Вы не  поверите, как интересует каждая весть из  Москвы. Начинаешь понимать китайцев, которые, как говорят, зашивают, уезжая из  дома, горсть земли в  подошвы туфель, чтобы всегда ходить по  своей земле…»

Она по-прежнему будет много работать, в  первую очередь в  области театрального искусства  — создавать декорации и  костюмы для  балетов и  опер, будет заниматься оформлением книг и  участвовать в  выставках. Но, как справедливо заметила Е. В. Баснер, всё то существенное и  новое, что Гончаровой суждено было внести в  живопись ХХ столетия вообще и  в  становление русского авангарда в  частности, она практически реализовала к  1914 году. На  этом вклад уроженки Тульской губернии в  историю отечественного искусства был по  большому счету исчерпан.

Первую часть материала читайте  здесь .



Фото:  из архива «Молодого коммунара» и открытых источников

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Новосибирске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *