Из истории русской почты

14 января сотрудники библиотеки-филиала № 2 микрорайона Северо-Задонск подготовили информ-минутку «Из истории русской почты» .

14 января сотрудники библиотеки-филиала № 2 микрорайона Северо-Задонск подготовили информ-минутку «Из истории русской почты» .

Передавать друг другу письменные сообщения на Руси начали более тысячи лет назад. На протяжении нескольких веков почта играла ключевую роль в общении людей на расстоянии – другого способа поделиться важной информацией фактически не было. Сейчас, в эпоху компьютеризации, понятие «почта» стало более разнообразным и сложным, но не исчезло, а продолжает развиваться уже по новым законам. Обратившись к истории почты, можно увидеть, что она неразрывно связана с самыми важными событиями, происходившими в нашей стране.

Как ни удивительно, развитию почтового дела на Руси способствовало татаро-монгольское нашествие. В то время, когда разрозненные русские княжества попали в зависимость от Золотой Орды, появились так называемые ямы. Этим словом монголы обозначали станции, где гонец или слуга мог сменить лошадь и двигаться дальше. Человека, доставляющего письмо или посылку, в свою очередь, прозвали ямщиком, что означало «проводник». Почтовая служба в Золотой Орде имела до трёхсот тысяч лошадей, а гонцы владели особым удостоверением – «пайцза». С его помощью ямщик мог рассчитывать на поддержку со стороны населения – получить кров и деньги. На почтовых станциях приближение гонцов было слышно, благодаря колокольчикам, прикрепленным к повозкам.

В XVI веке ямская служба распространилась практически по всему Российскому государству. Контролировал её  лично царь: только он мог выдать разрешение на пользование дорогами, в котором указывалось точное число лошадей и количество еды для ямщика.  Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.  По мере развития приказной системы появляется отдельный Ямской приказ. В середине семнадцатого столетия  ямщики стали доставлять зарубежные новости из Франции, Испании, Польши и других европейских стран.

В годы правления Петра Великого число почтовых маршрутов росло в геометрической прогрессии. В крупных городах появились первые почтовые отделения, а также возникла военно-полевая доставка. К концу XVIII века петровская почта и ямская служба слились воедино, а главным органом управления ими стал почтамт. В 1810 году в Российской империи было 460 почтовых отделений, в которых трудилось свыше пяти тысяч человек. Спустя 100 лет число сотрудников почты по всей стране увеличилось в семь  раз. При Николае I за доставку писем и посылок по России ввели единый тариф, причем цена зависела не от расстояния, а от веса. Письмо складывали пополам, запечатывая стыки сургучом. На чистой стороне указывали адрес доставки и отдавали сотрудникам почты, которые ставили штемпель, подтверждающий оплату. Со временем использование штемпелей стало тормозить работу почты, поэтому появились уже готовые конверты с напечатанными знаками и марками. С появлением марок, которые можно было клеить на конверты самостоятельно, в городах России стали размещать почтовые ящики. Теперь необязательно было стоять в очереди, ожидая, пока письмо примут в специальном пункте. Почтовое дело оказалось на редкость прибыльным: на рубеже веков объём частной корреспонденции был в разы больше государственной.

Работа почтальона в Российской империи требовала небывалой выносливости и даже самоотверженности. Рабочий день длился шестнадцать часов: за это время один почтальон мог преодолеть до тридцати километров с тяжёлой сумкой наперевес. Сотрудников почты узнавали издалека: в первой половине XIX века они носили форму, напоминающую солдатский мундир. Затем – стали носить сюртуки, причём платили за них сами. Из-за серьёзной физической нагрузки почтальонами в основном были мужчины.

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка трёх миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали.

Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты всё равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают письма, открытки и посылки из разных уголков света.

 

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Архангельске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *