Галантный бунтарь
«Огненный и мечтательный Боккерини своими произведениями 70-х годов становится в самые первые ряды бурных новаторов той эпохи, смелая гармония его предвосхищает звучания будущего».
«Огненный и мечтательный Боккерини своими произведениями 70-х годов становится в самые первые ряды бурных новаторов той эпохи, смелая гармония его предвосхищает звучания будущего».
Э. Бюкен
19 февраля исполняется 280 лет со дня рождения итальянского композитора и виолончелиста Луиджи Родольфо Боккерини.
Творческий стиль Боккерини явился своего рода мостом между галантным стилем рококо и зарождающимся классицизмом. Композитор соединил утонченность, воздушность рококо, привив на этот фундамент галантного стиля новые, ранее не присутствовавшие в нем драматические эмоциональные состояния и новые смелые гармонические решения. Однако новый стиль, выстраиваемый Боккерини в его сочинениях, казался для многих его современников «грубым и резким».
Музыкальное наследие Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В «век оперы», как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора принадлежат около 30 симфоний; различные оркестровые произведения; многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты; скрипичные, флейтовые и виолончельные концерты; около 400 ансамблевых сочинений (струнные квартеты, квинтеты, секстеты, октеты).
Стиль Боккерини — это не только темперамент, мелодизм, изящество, в которых мы узнаем признаки итальянской музыкальной культуры. Он впитал и черты сентименталистского, чувствительного языка французской комической оперы (П. Монсиньи, А. Гретри), и ярко экспрессивного искусства немецких музыкантов середины столетия: композиторов из Мангейма (Я Стамица, Ф. Рихтера), а также И. Шоберта и знаменитого сына И. С. Баха — Ф. Э. Баха. Композитор испытал и влияние крупнейшего оперного композитора XVIII в. — реформатора оперы К. Глюка: не случайно одна из симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта глюковской оперы «Орфей и Эвридика». Боккерини был одним из зачинателей жанра струнного квинтета и первым, квинтеты которого обрели европейское признание. Их высоко ценили В. А. Моцарт и Л. Бетховен — создатели гениальных произведений в жанре квинтета.
Нельзя не отметить и творческий союз Боккерини с выдающимися струнными исполнителями своего времени Пьетро Нардини и Филиппо Манфреди (скрипка), Джузеппе Камбини (альт). Струнный квартет музыкантов был одним из первых профессиональных коллективов подобного рода в музыкальной истории Европы.
Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Французский скрипач П. Роде вспоминал: «когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище».
Лавассер и Бодио в «Методе Парижской консерватории», написанной на основе скрипичной школы Байо, Крейцера и Роде, дают Боккерини следующую характеристику: «Если он (Боккерини — прим. авт.) заставляет виолончель петь соло, то с таким глубоким чувством, с такой благородной простотой, что забывается искусственность и подражание; слышится какой-то чудесный голос, не раздражающий, а утешающий».
И при жизни, и после смерти Боккерини оставался среди наиболее почитаемых музыкантов. А его высочайшее исполнительское искусство оставило неизгладимый след в памяти современников и потомков.
В некрологе «Всеобщей музы¬кальной газеты» говорится: «Он был, конечно, одним из вы¬дающихся инструментальных композиторов своего отечества Италии... Он шел вперед, в ногу со временем, и принимал участие в развитии искусства, начало которому было поло¬жено его старым другом Гайдном... Италия ставит его на¬равне с Гайдном, а Испания предпочитает его немецкому маэстро, которого там находят слишком ученым. Франция высоко уважает его, а Германия... знакома с ним еще слиш¬ком мало. Но где его знают, умеют наслаждаться и ценить, в особенности мелодическую сторону его сочинений, там его любят и высоко чтут... Особенная его заслуга по отношению к инструментальной музыке Италии, Испании и Франции за¬ключалась в том, что он был первым, написавшим там нашедшие себе всеобщее распространение квартеты, все голоса которых являются облигатными. По крайней мере, он был первым, получившим всеобщее признание. Он … своими ранними произведениями в названном жанре музыки произвел там сенсацию еще раньше, чем Гайдн, которого тогда еще чуждались».
За истекшие столетия творения итальянского мастера не потеряли своей свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к творчеству итальянского композитора.
По материалам belcanto.ru , classicalmusicnews.ru и других открытых информационных источников.
Э. Бюкен
19 февраля исполняется 280 лет со дня рождения итальянского композитора и виолончелиста Луиджи Родольфо Боккерини.
Творческий стиль Боккерини явился своего рода мостом между галантным стилем рококо и зарождающимся классицизмом. Композитор соединил утонченность, воздушность рококо, привив на этот фундамент галантного стиля новые, ранее не присутствовавшие в нем драматические эмоциональные состояния и новые смелые гармонические решения. Однако новый стиль, выстраиваемый Боккерини в его сочинениях, казался для многих его современников «грубым и резким».
Музыкальное наследие Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В «век оперы», как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора принадлежат около 30 симфоний; различные оркестровые произведения; многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты; скрипичные, флейтовые и виолончельные концерты; около 400 ансамблевых сочинений (струнные квартеты, квинтеты, секстеты, октеты).
Стиль Боккерини — это не только темперамент, мелодизм, изящество, в которых мы узнаем признаки итальянской музыкальной культуры. Он впитал и черты сентименталистского, чувствительного языка французской комической оперы (П. Монсиньи, А. Гретри), и ярко экспрессивного искусства немецких музыкантов середины столетия: композиторов из Мангейма (Я Стамица, Ф. Рихтера), а также И. Шоберта и знаменитого сына И. С. Баха — Ф. Э. Баха. Композитор испытал и влияние крупнейшего оперного композитора XVIII в. — реформатора оперы К. Глюка: не случайно одна из симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта глюковской оперы «Орфей и Эвридика». Боккерини был одним из зачинателей жанра струнного квинтета и первым, квинтеты которого обрели европейское признание. Их высоко ценили В. А. Моцарт и Л. Бетховен — создатели гениальных произведений в жанре квинтета.
Нельзя не отметить и творческий союз Боккерини с выдающимися струнными исполнителями своего времени Пьетро Нардини и Филиппо Манфреди (скрипка), Джузеппе Камбини (альт). Струнный квартет музыкантов был одним из первых профессиональных коллективов подобного рода в музыкальной истории Европы.
Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Французский скрипач П. Роде вспоминал: «когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище».
Лавассер и Бодио в «Методе Парижской консерватории», написанной на основе скрипичной школы Байо, Крейцера и Роде, дают Боккерини следующую характеристику: «Если он (Боккерини — прим. авт.) заставляет виолончель петь соло, то с таким глубоким чувством, с такой благородной простотой, что забывается искусственность и подражание; слышится какой-то чудесный голос, не раздражающий, а утешающий».
И при жизни, и после смерти Боккерини оставался среди наиболее почитаемых музыкантов. А его высочайшее исполнительское искусство оставило неизгладимый след в памяти современников и потомков.
В некрологе «Всеобщей музы¬кальной газеты» говорится: «Он был, конечно, одним из вы¬дающихся инструментальных композиторов своего отечества Италии... Он шел вперед, в ногу со временем, и принимал участие в развитии искусства, начало которому было поло¬жено его старым другом Гайдном... Италия ставит его на¬равне с Гайдном, а Испания предпочитает его немецкому маэстро, которого там находят слишком ученым. Франция высоко уважает его, а Германия... знакома с ним еще слиш¬ком мало. Но где его знают, умеют наслаждаться и ценить, в особенности мелодическую сторону его сочинений, там его любят и высоко чтут... Особенная его заслуга по отношению к инструментальной музыке Италии, Испании и Франции за¬ключалась в том, что он был первым, написавшим там нашедшие себе всеобщее распространение квартеты, все голоса которых являются облигатными. По крайней мере, он был первым, получившим всеобщее признание. Он … своими ранними произведениями в названном жанре музыки произвел там сенсацию еще раньше, чем Гайдн, которого тогда еще чуждались».
За истекшие столетия творения итальянского мастера не потеряли своей свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к творчеству итальянского композитора.
По материалам belcanto.ru , classicalmusicnews.ru и других открытых информационных источников.
Последние новости
В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра
В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.
Пасхальные традиции
«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.
Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно
Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции
Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Лесосибирске с предложениями работы от ведущих работодателей города