Елена Таросян и ТФСО. Гимн Сибелиусу

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Ян Сибелиус, главный композитор Финляндии, знак и символ финской культуры, – один из наиболее выдающихся симфонистов рубежа XIX-XX веков.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Ян Сибелиус, главный композитор Финляндии, знак и символ финской культуры, – один из наиболее выдающихся симфонистов рубежа XIX-XX веков. Музыка Сибелиуса, благополучно пережив тернии музыкального авангарда, скепсис профессионалов и сомнения автора в значимости своего творчества, открывается для мира новыми гранями. Главная из них – упоительная, неустаревающая мелодичность, о которой сам композитор написал, что Бог сыплет мелодии с неба ему на голову и хочет, чтобы он комбинировал их в картины.

Эти симфонические картины гости филармонии услышали 4 февраля в Концертном зале филармонии в исполнении Елены Таросян (скрипка) и Тульского филармонического симфонического оркестра (главный дирижёр – Владислав Белоусов). В качестве обрамления во вступлении и коде концерта прозвучали произведения, не заявленные в основной программе и ставшие настоящим подарком для публики. Это были два самых известных произведения Яна Сибелиуса: симфоническая поэма «Финляндия» в начале первого отделения, а на бис, в конце второго – поэтичный и меланхоличный «Грустный вальс».

В первом отделении после «Гимна Финляндии», – так часто называют заключительные такты симфонической поэмы, прозвучал гимн скрипичного репертуара – Концерт для скрипки с оркестром ре минор. Сложнейший опус в своем жанре, буквально выстраданный автором, пропитанный кровью и мозолями его несостоявшейся карьеры виртуоза… Этот концерт всегда воспринимался как музыка судьбы композитора.

Соединить техническую запредельность с болью личной и общечеловеческой – особый знак исполнительского мастерства. Лауреат международных конкурсов, выпускница Московской консерватории (класс профессора Э.Д. Грача), концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра, артистка Санкт-Петербургского Дома музыки Елена Таросян не просто сыграла, а прожила этот концерт. Тульский симфонический оркестр не первый раз исполнял «скрипичный Эверест» Сибелиуса с выдающимися солистами, но это выступление, по признанию тульских музыкантов, было пронизано особой мощью и энергетикой.

На бис Елена Таросян исполнила произведение композитора и скрипача, близкого Сибелиусу отрицанием «удушливых газов современной цивилизации» – Фрица Крейслера. Его «Речитатив и скерцо-каприс» для скрипки соло – фактически современник скрипичного концерта финского композитора, написанного в начале XX  века, и также отличается изысканной сложностью, требующей филигранной техники.

Второе отделение концерта было посвящено еще одной исповеди души Яна Сибелиуса, – именно так он называл свою Вторую симфонию ре мажор. Когда-то в споре с Густавом Малером Сибелиус сказал, что видит симфонию как  кратко и ёмко изложенную тему-идею. Спустя столетие тема его ре-мажорной симфонии звучит не в пику Малеру, а параллельно его мысли о том, что написать симфонию равнозначно построить целый мир. Только мир Сибелиуса – свой, пронизанный любовью к финской природе и песням, с вдохновенными мелодиями второй части и финала. Тульский симфонический оркестр под руководством Владислава Белоусова исполнил этот мелодический узор так, как задумал автор: «Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое». 

В одно целое представление о Яне Сибелиусе как человеке и музыканте помогли собрать ведущие концерта Ольга Окнинская («Путеводитель по концерту») и Марина Бодрова.

Концерт стал первым проектом абонемента № 9 «Звёзды XXI века». Впереди – новые имена и открытия.

Последние новости

В Пасхальную ночь транспорт в Туле будет ходить до 4 утра

В администрации Тулы обсудили транспортное обслуживание населения на Пасху.

Пасхальные традиции

«Пасхальные традиции» — в историко-художественном музее начала работу выставка, приуроченная к празднованию одного из главных православных праздников — Пасхе.

Мошенники перестали требовать код из SMS, объясняя жертве, что это опасно

Фото: ru.freepik.com Чтобы втереться в доверие, теперь злоумышленники во время звонка просят жертву подождать на линии и, не отключая звук, обсуждают на фоне, что к разговору можно подключать «генерала ФСБ».

Мошенники придумали новый способ обмана участников специальной военной операции

Мошенники разработали новую схему для обмана участников специальной военной операции.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Бугульме с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *